09 августа 2022
09:57

Защитники Отчизны дней былых

24 февраля 2022

23 февраля – прекрасный повод поговорить о защитниках Отечества, чьи персоны представлены в залах Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва. Сегодня речь пойдёт о портрете, который много лет привлекает внимание зрителя мастерством исполнения, высокой техникой пастели, мягкостью и нежностью цвета. Картина О. А. Кипренского «Портрет военного» была передана  в дар музею московским коллекционером Феликсом Евгеньевичем Вишневским ещё в середине XX века. Но до сих пор остаётся загадкой – а кто этот человек на картине?

Увы! История не оставила нам точных данных об этом персонаже. Более того, некоторые искусствоведы ставили под сомнение и авторство Кипренского. Тем не менее, попробуем познакомиться с портретом поближе и понять, что побудило художника создать его, причем выбрав для своих целей одну из сложных техник графики.

Орест Кипренский создал целую галерею портретов современников Отечественной войны 1812 года. Он сумел увидеть и запечатлеть образ русского человека своего времени, сумел передать патриотический дух эпохи, найдя форму, вполне соответствующую содержанию. В начале XIX века в искусстве портрета наступает период романтизма. Внимание художников перемещается от внешности героев и деталей их костюмов к внутреннему миру человека. Но тут встает вопрос о выборе персоны для портрета. Кого желали увековечить на своих полотнах представители романтического течения?

Кипренский принадлежал к числу тех живописцев, которые из разрозненных черт моделей стремятся извлечь общий тип героя своего времени. Прежде всего, это изображение гармоничной личности. В зарисовках военных Кипренского главное — это не блеск погон и не военная выправка, а задача открыть, постигнуть и выразить внутренний мир человека.

В «Портрете военного» нет порывистости или наоборот надменной холодности персонажа. Нежнейшая моделировка цвета передает трепетность юного лица. Во взгляде легкая грусть и мечтательность. Небрежно наброшен на плечи плащ. Задний фон максимально упрощен, да и сам мундир дан очень обобщенно, без указаний наград или хотя бы чина.  Всё внимание зрителя автор сосредотачивает на лице молодого человека, которое прорабатывает с большим вниманием и особой тщательностью. Растушевка мелков пастели тяготеет здесь к живописной манере. Внимательный зритель приметит и синеву выбритых щек, и проблески седины на волосах. Техника пастели придает образу мягкость и лиричность, но не гасит основного значения портрета – изображения воина, защитника отечества. Показ персонажа состоит именно в том, чтобы мы увидели человека с богатым внутренним миром, а не машину для убийства врагов.

Художник выбирает подачу личности не с точки зрения бравурности,  а ставит в приоритет именно человеческую составляющую. Содержание портретов Кипренского – духовность, сложная внутренняя жизнь человека. Изображенный на портрете молодой человек как бы говорит нам «я за отчизну жизнь отдам свою». Но сделает он это без пафоса  и театральности, с присущим для аристократа чувством собственного достоинства.

Вполне возможно на первый взгляд может показаться, что перед нами человек, совершенно далекий от тягот военной службы типичный представитель аристократии, этакий «мечтатель, не нюхавший пороху». Однако это суждение принадлежит нашему времени, потому как мы привыкли оценивать всё по своим ритмам и критериям. В сознании современных людей укоренился стереотип о том, что должности покупаются за деньги либо их получают через полезные знакомства. А уж уклонение от военной службы стало притчей во языцех! Было бы такое допустимым в XIX веке? Едва ли! Подобное поведение расценивалось бы как позор для всего рода. Понятие патриотизма не являлось показным. Оно прививалось с детства с нормами морали, понятиями долга и чести. Как наглядно показала кампания 1812 года, представители аристократии не чурались участия в боевых действиях, они наравне с простым народом отдавали свои жизни за отчизну.

Следует заметить, что отношение к смерти в те времена было несколько иным. Чего стоила человеческая жизнь в эпоху дуэлей? Смертельные исходы были не так уж редки. Русские стрелялись обычно с восьми – десяти шагов. Бывали случаи – и с трех (это называлось «приставить пистолет ко лбу».)! И стрелялись, как правило, «до результата». А результатом признавалось либо тяжелое ранение, либо смерть. Привычка жить в ощущении, что смерть всегда рядом, накладывает на психику человека определенный отпечаток. Вечность перестает страшить и не кажется такой уж далекой. Так если считалось вполне обыденным для мужчины отдать жизнь за свою честь, то чего уж говорить о поле брани? Они и отдавали. Без сожаления. Без упрека.

                                                              Мария Моженкова, искусствовед

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также