Олег Яценко: Расходы на профориентацию – это долгосрочные вложения в человека

24 апреля 2015

Образовательная сфера притягивала меня еще с университетских времен, хотя я учился в техническом вузе. С тех пор постоянно веду общественную работу, периодически читаю лекции в институтах и школах, модерирую дискуссии.

Даже в традиционно считающейся непривлекательной для бизнеса отрасли при желании и знаниях можно найти свою нишу и запустить удачный стартап. Во время кризиса умение видеть дальше «привычных горизонтов» и выходить из зоны комфорта особо важно. Поэтому журнал «Капиталист» решил рассказать о механике такого опыта на примере иркутского предпринимателя Олега Яценко

Имея два высших образования с отличием (Иркутский государственный технический университет и Иркутскую государственную экономическую академию), он более тринадцати лет руководил компаниями, специализирующимися на недвижимости, строительстве, девелопменте. После чего поменял эту прибыльную сферу, в которую принято стремиться, на ту, которую бизнес из-за нерентабельности полностью игнорирует: запустил образовательный стартап Центр профориентации PROF.Navigator. Стартовав в конце 2013 года, через три месяца получил первую прибыль. Через год был приглашен с докладом в Москву на VIII Международный конгресс-выставку «Global Education – образование без границ», где его авторскую технологию рекомендовали для внедрения по всей стране. Запустить франшизу он планирует через год.

Разглядеть свободную нишу

– Образовательная сфера притягивала меня еще с университетских времен, хотя я учился в техническом вузе. С тех пор постоянно веду общественную работу, периодически читаю лекции в институтах и школах, состою во многих общественных организациях, модерирую дискуссии. 

Много общаясь с людьми как по бизнесу, так и по жизни. Анализируя, что помогает и мешает им развиваться и добиваться успеха, я пришел к выводу, что в любой сфере очень много тех, кто занимается не своим делом, то есть тех, кто выбрал профессию не осознанно, а в силу разнообразных внешних обстоятельств, в том числе случайных.

Работая не по своему призванию, человек никогда не достигает высокой производительности труда, имеет меньший заработок, чем мог бы, а самое главное - не раскрывает свой человеческий потенциал – то есть не реализует себя. Я понял, что отсутствие качественной профориентации – одна из ключевых проблем нашего общества. И не только в России: поискав системы профориентации за рубежом, тоже не нашел передовых технологических решений в этой области. 

Увидев такой вакуум, я решил попробовать исследовать проблему на практике и организовал факультатив по профориентации в одной из школ Иркутска. Результаты у посещавших его детей были разные. До осознанного выбора будущей профессии дошли всего несколько человек, но после этого опыта я серьезно задумался о том, что такая работа должна быть более профессиональной, индивидуальной, с привлечением современных технологий и, как это ни странно, – платной, так как в этом процесс должна быть взаимная ответственность оптанта (того, кто определяется с профессией) и профориентатора. Таким образом, качественный продукт профориентации - это потенциальная ниша для развития бизнеса. 

Личная мотивация 

– Обнаружив перспективное и пока практически свободное от конкуренции направление, я задумался и о собственном призвании, представил, скольких ошибок мог бы избежать, если бы в свое время со мной была проведена грамотная профориентация. Многое переосмыслил. И понял, что несмотря на успехи в сфере строительства и недвижимости, большой финансовый масштаб строительных проектов, там я не способен создать новое, уникальное и конкурентное в мировом масштабе. Для этого у меня недостаточно желания и понимания.

И напротив, в сфере профориентации я – один из немногих, кто разглядел в ней возможности для перспективного, полезного, востребованного и прибыльного дела с огромным потенциалом на профессиональной платформе бизнеса. 

Когда я обнаружил такую альтернативу своей работе в то время, у меня возник внутренний диссонанс. Если ты по характеру предприниматель, то желание работать испытываешь до тех пор, пока «соприкасаешься» с чем-то уникальным, если же работа теряет это качество и превращается в рутину, то становится не интересно. Тогда твое место должны занять профессиональные менеджеры – люди другого склада. 

Я предприниматель. Меня интересует уникальность. Я увидел ее в профориентации так ясно, как ни в одном из своих предыдущих бизнесов. И пришел к тому, чтобы полностью сконцентрироваться на ней – и заняться тем, что мне по-настоящему нравится. 

Изучение мирового опыта

– В России принято считать, что образование, культура, спорт – убыточные «территории» для бизнеса, поэтому они вечно с протянутой рукой, в ожидании милости от государства, меценатов или спонсоров. В то же время в мире много примеров успешного бизнес-развития некоммерческой сферы.

Например, побывав на одном из дней джазового фестиваля в Новом Орлеане в США, я увидел другой подход и доходность мероприятия некоммерческой сферы. Этот фестиваль насчитывает более 25 лет истории, на нем выступают ведущие мировые звезды музыки, концерты посещают сотни тысяч человек. Когда посмотрел на фестиваль изнутри, для меня стало очевидно, что из любого некоммерческого мероприятия можно сделать коммерческое шоу. 

В чем их принципиально отличающийся от нашего подход? Например, в том, что у нас на подобных шоу главная звезда выступает в начале. Да, это привлекает зрителей, но только она уехала – и все ушли тоже. Остальное, пусть и не менее интересное, но менее раскрученное, не привлекает. В Америке все наоборот: звезда выступает в конце дня, что позволяет продавать зрителю билет на целый день. По нему он имеет возможность сходить на какие-то из 72 концертов, проходящих на фестивале в этот день (именно столько получается, если сложить выступления исполнителей на шести площадках). Вроде бы простая перестановка исполнителей – но на самом деле – переворот сознания, который делает выгодность очевидной – зритель готов платить достойные деньги за билет, потому что услышит мировую звезду, а организаторы получат массовое посещение мероприятия и окупаемость концертов пока неизвестных исполнителей.

Второй пример – тоже из нашей «некоммерческой» спортивной сферы, которую на западе сделали сверхдоходной за счет того, что создают окупаемые, прибыльные, финансово состоятельные модели. Более того, при этом, как и в предыдущем примере, «разворачивается» психология построения системы. Баскетбольная команда является источником драйва, удовольствия для десятков тысяч зрителей. 

Для обеспечения этого драйва строят стадион, вмещающий весь этот человеческий поток, создают дополнительные сервисы и услуги, которые «накачивают» позитив, производят шоу, «перфоманс», дают чувство удовлетворенности. Предусматривают коммерческие паузы во время матча, интерактив со зрителями, конкурсы, сувениры и многое другое. В итоге и люди счастливы, отдав от 50 до 200 долларов за билет и получив колоссальное удовольствие, и создана система, дающая возможность получать прибыль изначально некоммерческой сфере – вплоть до содержания детской спортивной команды – фарм-клуба. 

Философия прибыли

– Когда я обдумывал построение собственного бизнеса в якобы «некоммерческой» сфере, понимал, что подход должен быть только такой, как в этих примерах, а не такой, как сейчас в России, где профориентация организована, как и все образование: это полностью субсидированная отрасль, абсолютно не прибыльная, где работают квалифицированные, но низко оплачиваемые специалисты. Вся система профориентации представлена психологами-консультантами в школах, чьи обязанности увеличиваются, а оплата труда не меняется. Следовательно, мотивации для развития у этих специалистов практически нет. 

В Иркутской области были попытки оптимизации отрасли: в разных территориях создали центры профориентации, но постепенно, как любое субсидируемое начинание, они начали стагнировать, не обеспечивая по настоящему качественной услуги – по крайней мере в моем понимании качества.

Я понял: не тот подход, не та философия. У нас сложился ложный стереотип, что в хорошем государстве все должно быть бесплатно, но это заблуждение – все имеет свои затраты, цену, и весь вопрос в том, кто и как оплачивает социальные услуги. Высокое качество социальной услуги требует вложения больших ресурсов. Поэтому нужна другая модель: в хорошем государстве всегда должен быть выбор – от бесплатного, но с ограниченным ассортиментом услуг, до платного – но очень хорошего качества, с полным набором дополнительных опций. Принцип платы за качество позволит нам получить специалистов, работающих на своем месте, творческий подъем, новые интеллектуальные прорывные проекты. 

Вывод: нам надо принципиально поменять парадигму мышления и перестать обманывать себя, говоря о бесплатном образовании, но плохом, а, начать говорить о платном, но хорошем, приводящим человека к успеху в жизни. За качественную услугу человек готов и должен платить. Соответственно, если мы хотим получить хорошую услугу по профориентации, а не для галочки в ведомости, она должна быть платной. 

Расходы на профориентацию – это долгосрочные вложения в человека, а не сиюминутный каприз, ведь профориентация – это план будущей жизни. Для иллюстрации тезиса приведу пример как раз из своего прошлого бизнеса: начинать строить жизнь без качественной профориентации – это все равно, что строить дом без проекта: риски в том, что такой дом будет точно дороже, ниже по качеству, и вообще мы можем его и не достроить вовсе. Вспомним массовое индтивидуальное строительство без проектов, когда в 1990-х годах все бросились городить дома по принципу «лишь бы было» - без вкуса, без правил, без расчетов. От многих таких домов сейчас владельцы не знают, как избавиться. 

А ведь человеческая жизнь – это гораздо более ценная вещь, чем дом. Получается, мы должны десять раз себя исследовать, понять, прежде чем сделать такой шаг, как выбор института и направления работы. 

Мне стало очевидно, что обучение и профориентация человека – это ровно одно и то же, что строительство дома и проект дома. 

Следовательно, если люди готовы платить строителю за проект до пяти процентов от стоимости, то и с введением платного образования человек будет готов заплатить минимум пять процентов, чтобы точно себя сориентировать и выбрать образование, которое нужно именно ему, а не которое модно, престижно или ближе к дому. 

Так «вырисовывалась» примерная стоимость услуги, которая раньше не имела рыночной стоимости и была неконкурентоспособна. Более того, воспринималась негативно из-за того, что бесплатная, но зачастую безответственная система в школах сложила отрицательное мнение о профориентации, так как 99 процентов родителей и детей не помнят, какой результат по профориентации показало их стандартное школьное тестирование. Из адекватной стоимости услуги сложился и общий бюджет проекта. 

Интеллектуальная база 

Отмечу, что сама идея и механизм запуска стартапа в некоммерческом секторе и выход на окупаемые модели появились благодаря изучению системо-мыследеятельностной методологии (СМД-методологии), штудированию трудов Георгия Щедровицкого и долговременному сотрудничеству с иркутским Клубом высоких технологий управления. 

Именно это дало мне понимание того, что принципиально школа, центр профориентации, стройка или завод организуются по одним и тем же схемам, в них действуют одни и те же законы. А общество почему-то продолжает разделять их на бюджетную и экономическую сферу, что создает неверное восприятие и приводит в финансовый тупик. Как только уравниваем все сферы, все становятся на свои места – и, применяя общие принципы, можно выстраивать эффективные схемы развития. Поэтому советую тем, кто работает в некоммерческой сфере, почитать работу Георгия Щедровицкого «Организация. Руководство.Управление» и на ее основе развернуть самообразование. Также рекомендую посещать лекции Петра Щедровицкого – одного из выдающихся мыслителей современности, которые проходят в Иркутске каждую осень.

Запуск стартапа 

– Идея открытия центра профессиональной ориентации «вызревала» полтора года. Импульсом для ее воплощения стал семинар проекта «Бизнес-молодость», на который я пошел для получения новых знаний. Он предполагал работу над своим конкретным проектом в режиме коучинга, с получением практических результатов. Я подумал, почему бы не просчитать проект Центра профориентации, над которым давно периодически думаю? Попробовал – и сразу произошел быстрый скачок от мыслей к действию (кстати именно отсюда термин мыследеятельность): начать проект по условиям семинара надо было в течение двух месяцев.

За это время я «собрал» схему стартапа, определил приоритетные технологии, которые буду использовать, набрал сотрудников и принял первых клиентов. Главной проблемой было сформировать технологию, потому что мне уже было понятно, что тесты, к которым привыкли школы, недостаточно эффективны и работают с большой погрешностью без учета индивидуальной ситуации каждого школьника и его семьи, а нам была нужна качественная технология, обеспечивающая качественный продукт, за который люди готовы будут платить. Я убежден, что отличие некоммерческой от коммерческой услуги заключается именно в продукте, который необходимо все время совершенствовать. Оплата – это показатель, демонстрирующий ценность, полезность и востребованность этой услуги. 

Через три месяца стартап вышел на окупаемость без особых вложений с моей стороны. То есть самой важной была услуга, а не антураж ее преподнесения или реклама. Считается, что проблема оценки эффективности профориентационной услуги в том, что ее результаты можно увидеть только в будущем, и это не позволяет оценить ее полезность. Мы разрабатываем инструменты, позволяющие оценить полезность за короткий период, не ожидая пять-десять лет. У нас в Центре уже в течение нескольких месяцев понятно, какие конкретные шаги человек сделал и какой результат дала наша работа с ним. Ребята начинают интересоваться книгами, «отлипают» от компьютера, улучшают успеваемость, одним словом, начинается осмысленное движение к цели – стать мастером своего дела.

Кстати, отсутствие ключевого показателя эффективности – главная сложность и причина неэффективности государственной системы образования и всей некоммерческой сферы в принципе. В этом смысле ЕГЭ – положительный шаг к ключевым показателям эффективности, как бы неоднозначно к нему ни относились. 

Оценка спроса

– Спрос на профориентацию – скрытый, но колоссальный, каждый человек нуждается в ней в какой-то степени, но не знает, что есть эффективные методики профориентации (при том, что государство считает, что нужно самоопределение, что человек должен сам к прийти к пониманию своей миссии. Но иногда обстоятельства не складываются, и человек проходит к нужным выводам только в старости). Поэтому я оцениваю потенциал рынка для стартапа как очень высокий и претендующий на федеральный масштаб. Это, кстати, также явилось одной из причин выбора мной этого проекта – он выходит далеко за рамки города и региона. 

В миссии бизнеса я заложил такой принцип: каждый должен иметь шанс получить качественную консультацию по своему самоопределению. Соответственно, если речь идет о каждом человеке, мы целенаправленно ведем работу со всеми школами Иркутска. Когда некоторые директора (хотя таких на самом деле очень мало) говорят, что их родители - не мой «контингент» и не готовы платить за услугу профориентации, я категорически против.

Мы всегда найдем способ, как помочь человеку найти свой талант, который обеспечит ему уверенность в жизни, если он сам хочет этого. К счастью, люди все больше понимают это, да и хорошую поддержку со стороны Департамента образования города Иркутска и Министерства образования Иркутской области мы получили очень быстро. 

Сейчас, после года с момента запуска нового бизнеса, мы с коллегами вышли на новый этап и продолжаем работать над технологизацией профориентации, ведь в планах – распространение этой уникальной технологии через систему филиалов или франшизу по всей России. 

Иркутский деловой журнал «Капиталист»

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также