Издательство «МИФ»

Резолюция шестого Байкальского гражданского форума

Интернет-журнал "Глагол. Иркутское обозрение" публикует полный текст (с незначительными сокращениями) резолюции шестого Байкальского форума, который в июне прошел в Иркутске. 

РЕЗОЛЮЦИЯ VI БАЙКАЛЬСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА

7 мая 2018 г. был подписан Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который лег в основу стратегического планирования социально-экономического развития России в 12 важнейших для страны национальных проектах: «Демография»; «Цифровая экономика»; «Образование»; «Здравоохранение»; «Культура»; «Наука»; «Жилье и городская среда»; «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»; «Производительность труда и поддержка занятости»; «Экология»; «Безопасные и качественные автомобильные дороги»; «Международная кооперация и экспорт». Национальные проекты как идеология прорыва призваны обеспечить выход страны на новые рубежи развития и стать
принципиально новой платформой консолидации российского общества.
Реализации национальных проектов во многом способствует деятельность Общественной палаты Иркутской области. Благодаря развитию общественных инициатив и гражданской активности населения, расширению форм и механизмов взаимодействия государственных и общественных институтов в социально-экономическом и социокультурном развитии региона, представляется возможной их реализация.
Общественная палата региона считает, что главным фактором успешной реализации национальных проектов выступает безусловное развитие гражданского общества на основе «национального согласия». В этой связи сегодня необходимо сосредоточить свое внимание на дальнейшем формировании и развитии институтов гражданского общества, активизации деятельности общественных структур и объединений в направлении реализации национальных проектов.
Участники форума отмечают, что будущее гражданского общества в Иркутской области напрямую связано с развитием технологий социального партнерства, повышением роли института общественного контроля и определением новых векторов гражданской активности. Общественная палата подчеркивает важность взаимно ответственного партнерства как нового стандарта отношений власти и гражданского общества в условиях реализации национальных проектов.
На Пленарном заседании форума, его многочисленных дискуссионных площадках, круглых столах и секциях состоялся содержательный и продуктивный разговор, обмен мнениями по вопросам дальнейшего развития гражданского общества в Иркутской области и его роли в реализации приоритетных национальных проектов. Участники обсуждений исходили из того, что национальные проекты предусматривают, чтобы природные и интеллектуальные ресурсы служили обществу, успешно осуществлялась демографическая политика страны и формировалось экологическое сознание, чтобы были доступными и качественными системы образования и здравоохранения, активно проводилась культурная и жилищная политика, развивались промышленность и сельское хозяйство, был осуществлен переход на цифровую экономику, чтобы было покончено с бедностью и социальной несправедливостью, улучшилось материальное и социальное положение граждан, реально защищались их права и свободы, были безопасными социальная среда и дороги и др. Только объединив усилия государства, общества, бизнес-сообщества и отдельных граждан, можно реализовать поставленные цели и задачи.

В результате обсуждения докладов и выступлений на пленарном заседании, а также предложений, поступивших от участников дискуссионных площадок и круглых столов, и с учетом положительного опыта работы институтов гражданского общества в других регионах России, VI Байкальский гражданский форум выработал нижеследующие РЕКОМЕНДАЦИИ:
Повысить эффективность деятельности органов государственной власти региона во взаимодействии с Общественной палатой Иркутской области, другими институтами гражданского общества, бизнес сообществом и населением, направить общие усилия на реализацию национальных проектов в Иркутской области. Обеспечить комплекс мероприятий, направленных на достижение целей и задач развития в следующих приоритетных направлениях:
В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» - обеспечение устойчивого развития численности населения РФ и повышение ожидаемой продолжительности жизни.
К вопросу о паллиативной помощи в Иркутской области
1. Правительству Иркутской области:
1.1. Разработать региональную программу «Развитие системы паллиативной медицинской помощи», способную решить следующие задачи: формирование территориальной программы государственных гарантий с учетом дополнительного финансирования для обеспечения соответствия оказанной паллиативной медицинской помощи клиническим рекомендациям; совершенствование нормативно-правового регулирования организации оказания паллиативной медицинской помощи; открытие медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, улучшение материально-технической базы действующих и вновь открытых структурных подразделений медицинских организаций; улучшение лекарственного обеспечения пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе наркотическими лекарственными препаратами; внедрение информационных технологий в работу служб паллиативной медицинской помощи и их интеграция в систему медицинских организаций Иркутской области; развитие и совершенствование медицинской помощи пациентам, нуждающимся в паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях круглосуточного и дневного стационаров. Обеспечение преемственности оказания паллиативной медицинской помощи.
1.2. Создать в Иркутской области «Центр компетенции по лечению болевого синдрома» (Центр боли).
1.3. При формировании бюджета предусматривать равномерное, в соответствии с потребностью, выделение средств на развитие паллиативной помощи на территории Иркутской области согласно основаниям Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
1.4. Создать условия для привлечения частных инвесторов, общественных и благотворительных организаций для строительства хосписов и организации паллиативной помощи.
1.5. Обеспечить дополнительное бюджетное финансирование общественных и благотворительных организаций, эффективно работающих в сфере оказания паллиативной помощи на период 2019-2020 гг.
1.6. Определиться с перечнем социальных услуг и функций, передаваемых на исполнение  негосударственным социально-ориентированным некоммерческим организациям, социальным
предпринимателям. Включить паллиативную помощь в указанный перечень социальных услуг.
2. Министерству здравоохранения Иркутской области:
2.1. Осуществить анализ текущего состояния оказания паллиативной медицинской помощи в Иркутской области по следующим показателям: смертность от основных групп неизлечимых прогрессирующих заболеваний (численность, структура (возрастно-половой состав, городское/сельское) населения региона); текущее состояние ресурсной базы паллиативной медицинской помощи (использования
инфраструктуры в 2018 г. с отражением занятости коечного фонда, летальности, количества
посещений и т.д.); деятельность каждой медицинской организации, участвующей в оказании паллиативной медицинской помощи, с оценкой необходимости оптимизации функционирования.
2.2. Открыть новые, и привести в соответствие с Порядком оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению и лицензионным требованиям, существующие подразделения паллиативной медицинской помощи.
2.3. Разработать более эффективные методы статистического учета показателей потребности в паллиативной медицинской помощи и эффективности ее оказания.
2.4. Принять меры по организации обучающих мероприятий по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи для врачей и специалистов среднего звена, а также обучающих семинаров для родственников пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи и уходе.
2.5. Обеспечить взаимодействие с общественными и благотворительными организациями по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи и помощи в условиях хосписа и организации выездных патронажных служб.
2.6. Разработать и утвердить график мероприятий по реализации мероприятий по организации и обеспечению работы выездных патронажных служб паллиативной медицинской помощи из расчета 1 бригада на 100 тыс. человек взрослого населения.
2.7. Обеспечить медицинские организации, работающие в сфере оказания паллиативной помощи современными неинвазивными обезболивающими препаратами.
2.8. Разработать план мероприятий, направленных на совершенствование вспомогательного питания при оказании паллиативной медицинской помощи.
2.9. Обеспечить 100 % выборки наркотических и психотропных лекарственных препаратов в соответствии с заявленной потребностью равномерно в течение года и осуществить контроль наличия в аптечных и медицинских организациях всей линейки зарегистрированных в РФ наркотических и лекарственных препаратов во всех лекарственных формах и дозировках.
3. Министерству здравоохранения Иркутской области и Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области:
3.1. Утвердить согласованные изменения правил организации деятельности хосписа и выездной патронажной службы на территории Иркутской области.
3.2. Разработать совместный регламент взаимодействия по организации социальной защиты  паллиативных пациентов с СО НКО Иркутской области.
4. Главам муниципальных образований Иркутской области:
4.1. Организовать проведение благотворительных мероприятий для организации и поддержания служб паллиативной помощи и хосписа.
4.2. Обеспечить всестороннюю поддержку по популяризации добровольческого движения в СМИ.
4.3. Разработать план мероприятий по информированию граждан об актуальных вопросах обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи: трансляция программ/передач для населения с использованием местных каналов телевидения на тему обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи; публикации материалов в местной печати соответствующей тематики; размещение доступной справочной информации, информации о возможности обслуживания на дому граждан, страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, нуждающихся в обезболивании, в том числе опиоидными анальгетиками.
5. Общественной палате Иркутской области: принять участие в разработке и реализации региональной программы «Развитие системы паллиативной медицинской помощи», обеспечить мониторинг ее выполнения.
В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЯ»
Обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов, сохранение биологического разнообразия, эффективное обращение с отходами производства и потребления, повышение качества питьевой воды для населения, кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха.
К вопросу о сохранении лесов Приангарья
1. Министерству природных ресурсов и экологии РФ:
1.1. Предусмотреть норму о резервировании денежных средств в бюджете субъекта РФ, на территории которого были вырублены лесные насаждения.
1.2. Предусмотреть условия расторжения договоров аренды лесных участков при отнесении земель, на которых были выполнены мероприятия по лесовосстановлению, к землям, занятым малоценными лесными насаждениями.
1.3. Рассмотреть вопрос о внесении дополнений в Лесной кодекс РФ о возможности выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления при осуществлении мероприятий по сохранению лесов, предусмотренных частью 2 статьи 19 настоящего Кодекса.
2. Губернатору Иркутской области:
Назначить ответственного заместителя председателя правительства Иркутской области, курирующего национальный проект «Экология» по направлениям, реализуемым в Иркутской области.
3. Правительству Иркутской области:
3.1. Обеспечить выполнение федеральных и региональных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология».
3.2. С целью предупреждения незаконных рубок продолжить внедрение системы маркировки древесины.
4. Министерству лесного комплекса Иркутской области:
4.1. Обеспечить выполнение мероприятий регионального проекта «Сохранение лесов».
4.2. В целях последующего внесения в установленном порядке в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу РФ направить предложение о внесении изменений в Лесной кодекс РФ, направленное на установление для арендаторов лесных участков обязанностей по осуществлению мер, по предупреждению незаконных рубок в арендованных участках, а также ответственности в виде досрочного расторжения договоров аренды за непринятие указанных мер.

5. Законодательному Собранию Иркутской области, правительству Иркутской области совместно с Общественной палатой Иркутской области: организовать общественные слушания о выполнении областного закона No 4/26-ЗС от 08.10.2018 г. «О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Иркутска».
6. Органам местного самоуправления Иркутской области:
6.1. Обеспечить сохранность и благоустройство городских лесов.
6.2. Обеспечить широкое участие населения, общественных экологических организаций в разработке комплекса мер по сохранению прилегающих лесов, в том числе от пожаров.
7. Общественной палате Иркутской области совместно с министерством лесного комплекса Иркутской области:
7.1. Направить предложения ректору Иркутского государственного университета о проработке вопроса по введению в учебный план вуза дисциплины по подготовке специалистов-лесопатологов.

7.2. Осуществлять систематический контроль за реализацией федерального проекта «Сохранение лесов» и других направлений, в которых участвует Иркутская область.
В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ»

Увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, в том числе обеспечение условий для поддержки семей при рождении детей, для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, для повышения качества жизни граждан старшего поколения, для вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья, для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом.
К вопросу о решении демографических проблем региона
1. Законодательному собранию Иркутской области рассмотреть вопрос о разработке и принятии закона Иркутской области об учреждении «День отца в Иркутской области», отмечать его ежегодно в ноябре. 

2. Профильным министерствам Иркутской области (министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство образования Иркутской области, министерство культуры Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, министерство по молодежной политике Иркутской области, министерство спорта Иркутской области):
2.1. Развивать и совершенствовать меры социальной и иной поддержки всех категорий семей, имеющих детей.
2.2. Считать приоритетной работу с привлечением общественных организаций и объединений, направленную на: обеспечение физического, экономического и духовного благополучия семей; снижение
детской смертности (особенно по причинам детского травматизма и суицидов); повышение
рождаемости; формирование семейных ценностей и родительской ответственности; оказание
поддержки молодым семьям; родительское просвещение; обеспечение права детей жить в семье;
оказание поддержки приемным семьям; профилактику социального сиротства; организацию пост
интернатного сопровождения детей-сирот; оказание поддержки детям с особенностями развития и
состояния здоровья, в том числе в сфере дополнительного образования и последующего
трудоустройства по достижению ими трудоспособного возраста в соответствии с их возможностями; организацию доступного дополнительного образования для всех детей, в соответствии с их интересами; оказание поддержки одарённым и талантливым детям; пропаганду здорового образа жизни среди населения; поддержку старшего поколения, обеспечение активного долголетия.
2.3. Активно взаимодействовать с общественными организациями и объединениями на всех этапах реализации региональных планов Десятилетия детства, Концепции государственной семейной политики, Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года, анализируя и подводя итоги совместной работы, оценивая реальный вклад институтов гражданского общества в достижение целевых показателей.
3. Общественным организациям и объединениям: активизировать участие в общественном мониторинге и контроле за реализацией стратегических документов, направленных на защиту и сохранение семьи, материнства и детства; активизировать работу по родительскому просвещению, утверждению семейных ценностей и формированию родительской ответственности, профилактике жестокого обращения с детьми, предупреждению беспризорности и безнадзорности детей, социального сиротства; мобилизовать работу по пропаганде здорового образа жизни и активного долголетия; расширять формы работы по поддержке семей с тяжелобольными детьми, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления последовательно осуществлять деятельность по реализации региональных и муниципальных программ в интересах семьи и детей.
4. Общественной палате Иркутской области: усилить работу по обеспечению эффективного взаимодействия институтов гражданского общества совместно с государственными структурами по поддержке семьи, материнства и детства, граждан старшего поколения; ежегодно рассматривать на заседаниях профильных комиссий актуальные вопросы реализации региональных планов Десятилетия детства, Концепции государственной семейной политики, национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года; широко транслировать положительный опыт общественных организаций и объединений, работающих в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; активизировать взаимодействие с муниципальными палатами Иркутской области по вопросам проведения общественного контроля и мониторинга обеспечения прав семей, женщин и детей; предусмотреть проведение совместных заседаний профильных комиссий Общественной палаты Иркутской области с Общественными советами при органах государственной власти по актуальным проблемам семьи, материнства и детства.

В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
К вопросу о решении проблем образования в Иркутской области
1. Законодательному Собранию Иркутской области: Заслушать отчет Правительства Иркутской области «О реализации национального проекта «Образование» в Иркутской области.

2. Правительству Иркутской области принять все необходимые меры и действия по реализации предложений научно-образовательного сообщества по созданию в Иркутской области научно-образовательного центра мирового уровня; организовать проведение в Иркутской области форума по обсуждению Стратегии развития высшего образования в регионе на основе национального и федеральных проектов «Образование».
3. Министерству образования Иркутской области: представить на обсуждение родительской общественности Иркутской области план действий по реализации национального и федеральных проектов «Образование»; ввести в практику отчеты руководителей органов управления образованием и образовательных организаций по выполнению национального и федеральных проектов «Образование» перед населением.
3.3. Общественным советам и родительским комитетам образовательных организаций совместно с администрациями разработать и утвердить планы реализации национального и федеральных проектов по каждому учреждению, осуществлять систематический родительский контроль за ходом реализации принятых решений.
3.4. Общественным советам и общественным палатам муниципальных образований обсудить на своих заседаниях планы реализации национального и федеральных проектов «Образование», о результатах обсуждения информировать население. Создать при советах и палатах группы контроля за реализацией проектов в данном муниципальном образовании.
3.5. При планировании и осуществлении ремонта и реконструкции школьных зданий, включать в производство работ обустройство школьных стадионов и спортивных площадок, оснащать их современным оборудованием, применять новейшие технологии и материалы.
4. Главам муниципальных образований Иркутской области: создать специальный сайт по отражению хода реализации Национального проекта «Образование» в Иркутской области; инициировать проведение ежегодных межведомственных конференций по развитию современной системы профессионального образования в регионе; проводить мониторинг динамики реализации национального проекта «Образование» в разрезе городов, районов и отдельных муниципальных образований; предоставлять ежегодный обзор о ходе реализации национального проекта «Образование» в Иркутской области.
5. Общественным объединениям и организациям вузов Иркутской области: провести студенческие конференции по обсуждению национального и федеральных проектов «Образование» в разрезе программ развития каждого вуза, в том числе по направлениям «Профессиональная школа» и «Цифровая школа»; способствовать созданию условий для развития студенческих инициатив в  области  инновационной и проектной деятельности среди молодежи; провести мониторинг системы мер, направленных на сокращение оттока талантливой, конкурентоспособной молодежи из региона; организовать работу волонтерских групп по содействию администрации вузов по реализации национального и федеральных проектов «Образование».
6. Областному совету ректоров и ректоратам вузов: предусмотреть проведение специальных лекционных занятий и семинаров со студентами по изучению национального и федеральных проектов «Образование», привлечь для проведения данных занятий активных преподавателей. 

7. Руководящему составу ссузов Иркутской области: предусмотреть проведение специальных лекционных занятий и семинаров с обучающимися, в том числе в рамках воспитательной работы, по изучению национального и федеральных проектов «Образование», привлечь для проведения данных занятий профильных преподавателей.

В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛЫЙ БИЗНЕС И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»
Обеспечение условий для увеличения численности занятых в сфере малого и среднего  предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, для ведения предпринимательской деятельности, для повышения качества закупочной деятельности крупнейших заказчиков, для создания системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП, в том числе инфраструктуры и сервисы поддержки, а также для их ускоренного развития в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-техническая сфера, социальная сфера и экология и др.

К вопросу о расширении доступа субъектов индивидуального и малого предпринимательства к закупкам крупнейших компаний Иркутской области
1. Правительству Иркутской области совместно с институтами развития и крупными заказчиками в рамках программы «доращивания» субъектов МСП до возможности их участия в закупках, формировать индивидуальные карты развития субъектов МСП, предусматривающие финансовую, имущественную, информационную, маркетинговую поддержку, основываясь на принципах адаптивности, гибкости, соответствия потребностям рынка в разрезе территориального развития; повысить информированность субъектов МСП о реализуемой в регионе программе «доращивания»: 1) составить реестр приоритетной продукции в разрезе муниципальных образований Иркутской области в соответствии с реализуемыми в регионе инвестиционными проектами; 2) обеспечить максимальную вовлеченность субъектов МСП в реализацию программы «доращивания».
1.3. Выработать механизмы стимулирования субъектом МСП к повышению уровня профильной подготовки в сфере закупок крупнейших заказчиков Иркутской области, в том числе через реализацию мероприятий по повышению квалификации субъектов МСП в части порядка осуществления закупок и предъявляемых требований к подготовке закупочной документации. Организовывать ряд обучающих семинаров для субъектов МСП по технологии участия в закупках с участием представителей крупных заказчиков. Проработать механизм раннего информирования предпринимателей о планируемых закупках. 
1.4. Создать реестр квалифицированных компаний-поставщиков субъектов МСП, прошедших программу «доращивания». Проработать механизм гарантированного участия данных компаний в закупках заказчиках.
1.5. Создать единый информационный портал для субъектов МСП, объединяющий информацию о деятельности, условиях получения поддержки, механизмах поддержки, предоставляемых институтами развития; содержащий информацию и комментарии к законодательству в сфере поддержки субъектов МСП, методические руководства по получению поддержки; информацию о реализации в регионе национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской
инициативы; базу данных о закупках крупнейших заказчиков Иркутской области (план закупок, перечень закупок, список заказчиков); методические руководства по подготовке документов для участия в закупках.
1.6. Проводить постоянный мониторинг, направленный на выявление проблем, возникающих у субъектов МСП при участии в закупках крупных предприятий Иркутской области.
1.7. Создать в муниципальных образованиях Иркутской области представительства институтов развития в виде единых Центров информационно-методической и организационной поддержки субъектов МСП по функционированию и развитию их деятельности, а также по вовлечению их в программу «доращивания» и сопровождению их участия в закупках крупных заказчиков.
1.8. Реализовать комплекс мероприятий по поддержке интеграции малых и средних  товаропроизводителей в рамках кластеров, в том числе в рамках программы «доращивания», что
позволит расширить возможности субъектов МСП при их участии в закупках крупных заказчиков.
2. Правительству Иркутской области совместно с Законодательным Собранием
Иркутской области выйти со следующими законодательными инициативами в Государственную Думу РФ:
2.1. Обеспечить льготное налогообложение крупных компаний в зависимости от объектов закупки у субъекта малого и среднего предпринимательства.
2.2. Обеспечить льготное кредитование субъектов МСП в зависимости от объемов исполнения заказов крупных компаний.
2.3. Обеспечить налоговое стимулирование программ повышения квалификации поставщиков из числа субъектов МСП.

В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА»

Обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, увеличение объема жилищного строительства, кардинальное повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
К вопросу о развитии среднего профессионального образования в области строительства и городского хозяйства
1. В рамках рабочей группы по внедрению и развитию на территории Иркутской области системы профессиональных квалификаций и кадрового потенциала в сфере архитектуры и градостроительства при участии министерства образования Иркутской области:
1.1. Разработать дорожную карту по созданию условий для повышения качества кадрового обеспечения и перехода на профессиональные стандарты муниципальных органов власти, в частности, в рамках исполнения требований Постановления Правительства РФ
от 27 июня 2016 года No 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части
требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
1.2. Организовать работу по взаимодействию с муниципальными образованиями Иркутской области (а муниципальных образований – с предприятиями на местах) с целью создания и последующей актуализации регионального банка данных обеспечения кадрами архитектурно-градостроительной сферы (как текущего состояния, так и планов-графиков переподготовки персонала), в том числе, в рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 года No 584.
1.3. На основании собранных данных от муниципальных образований проанализировать и сформировать перечни профессиональных стандартов и соответствующих образовательных программ подготовки и переподготовки кадров архитектурно-градостроительной сферы региона.
1.4. Проработать механизм открытия необходимых для архитектурно-градостроительной сферы специальностей в образовательных учреждениях региона, а также выделения на них бюджетных мест, учитывая потребности отрасли. По вопросам обязательности переподготовки и повышения квалификации обратиться с запросом во все инстанции, включая Министерство труда и занятости РФ с тем, чтобы в отрасли ввели систему обязательного повышения квалификации работников 1 раз в 3 года, как это сделано, например, в системе образования.
1.5. На регулярной основе осуществлять мониторинг потребности в специалистах и их переподготовке в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
2. Правлению «Иркутская организация Союз архитекторов России»: создать центр независимой оценки квалификации работников (ЦОК) архитектурной и  градостроительной деятельности; организовать оценку квалификации работников архитектурной деятельности в соответствующих службах Иркутской области.
3. Службе архитектуры и градостроительства Иркутской области: Провести работу по включению в различные целевые программы затрат по субсидированию ежегодного финансирования оценки квалификации по наиболее важным и востребованным специальностям архитектурно-градостроительного профиля.
4. Министерству труда и занятости Иркутской области совместно с министерством образования Иркутской области: проводить ежегодно мониторинг трудоустройства в муниципальные органы власти выпускников архитекторов и градостроителей; своевременно предоставлять данные для мониторинга потребности в специалистах архитектурно-градостроительного профиля, их переподготовке и повышению квалификации.
5. Высшим и средним специальным образовательным организациям Иркутской области с целью развития механизмов взаимодействия систем: прогнозирования потребности региона в кадрах архитектурного профиля; среднего профессионального и высшего образования; профессионального распределения; подготовки, переподготовки и повышения квалификации; независимой оценки квалификации:
5.1. Разработать ряд программ повышения квалификации (привлекая соответствующих специалистов из сферы образования), основанных на практическом опыте и работе ведущих архитектурно-градостроительных школ.
5.2. Развивать механизмы взаимодействия с социальными партнерами (работодателями, органами власти, ассоциациями, общественными организациями) в направлениях: реализации целевых программ подготовки кадров в области архитектуры по запросам организаций; распространения практико-ориентированного (дуального) обучения; реализации образовательных программ на основе сетевого обучения.

В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КУЛЬТУРА»

Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры, создание условий для реализации творческого потенциала нации, цифровизацию услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры. К вопросу о формировании духовно-нравственных и культурных ценностей как основе гражданской идентичности:

1. Министерству культуры и архивов Иркутской области обеспечить высокий уровень информированности широких слоев общественности о формировании и реализации дорожной карты национального проекта «Культура» в регионе; рассмотреть возможность использования библиотек Иркутской области как общественных площадок для обсуждения процесса реализации национального проекта «Культура»; рассмотреть возможность организации на базе учреждений культуры просветительских и образовательных проектов с целью повышения культурной идентичности народов, проживающих на территории Иркутской области, в том числе проектов, знакомящих общество с феноменом «сибирская культура»; учитывать в работе систему приоритетов относительно поддержки проектов, направленных на укрепление культурной идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов, проживающих на территории региона.
2. Министерству образования Иркутской области провести анализ образовательных программ в дошкольных, средних и высших учебных заведениях с целью понимания степени сформированности и включенности в образовательный процесс системы культурных кодов в архитектуре, национальном костюме, музыке, традиционных ремеслах и национальной кухне, отражающих особенности культурной идентичности у студентов и учащихся города Иркутска и Иркутской области; рассмотреть возможность создания учебных материалов в современном формате для дошкольных и школьных образовательных учреждений Иркутской области, направленных на формирование основ культурной идентичности среди учащихся разных возрастов.
3. Министерству экономического развития Иркутской области провести комплексный анализ реализуемых программ на территории региона, направленных на его социально-экономическое и социокультурное развитие, с целью выявления культурного потенциала и возможности его трансформации в инвестиционную привлекательность посредством опоры на культурные коды в архитектуре, национальном костюме, музыке, традиционных ремеслах и национальной кухне.
4. Общественной палате Иркутской области: Выступить реальным проводником информации для НКО и населения в целом о возможностях участия в национальном проекте «Культура».
В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА», «НАУКА», «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ», «БЕЗОПАСНЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ», «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ»

Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение привлекательности работы в РФ для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей, стимулирование интереса к повышению производительности труда со стороны предприятий, региональных и федеральных органов власти, увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, формирование
эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского
экономического союза.

В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА КАК НОВОГО СТАНДАРТА ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Развитие институтов гражданского общества, обеспечение социальной и гражданской активности населения, поддержку государственных и общественных инициатив в реализации приоритетных национальных проектов, являющихся ответами на современные вызовы. К вопросу о новых возможностях развития некоммерческого сектора 
О расширении доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере в Иркутской области
1. Правительству Иркутской области и органам местного самоуправления: организовать обучение СО НКО навыкам проведения независимой оценки качества услуг социальной сферы; включить в программу подготовки и переподготовки руководящего звена отраслей социальной сферы курса по обучению их навыкам взаимодействия с общественными институтами, работающими в сфере их профессионального интереса; разрабатывать и совершенствовать программы поддержки деятельности НКО; развивать инфраструктуры поддержки НКО; решить вопрос с предоставлением помещений для СО НКО на условиях безвозмездной аренды, либо льготных условиях, на сроки не менее 3 лет.
2. Законодательному собранию Иркутской области: провести мониторинг реализации закона Иркутской области от 01.12.2014 No 144-ОЗ «Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Иркутской области»; разработать методические рекомендации органам исполнительной власти региона и органам местного самоуправления для совершенствования практики проведения мониторинга.
3. Общественной палате Иркутской области: обеспечить мониторинг комплексного плана мероприятий Иркутской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки  деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций до 2020 года; содействовать укреплению экспертного потенциала представителей социально ориентированных некоммерческих организаций с целью усиления влияния общества на качество и доступность оказываемых населению социальных услуг; разработать систему взаимодействия и координации усилий, обеспечивающих  проведение экспертных групп и переговорных площадок на базе общественных советов при профильных министерствах, общественных палат разного уровня; обеспечить мониторинг выполнения решений Форума.
4. Социально ориентированным некоммерческим организациям: расширять предложения услуг в социальной сфере, в том числе через создание специализированных услуг для своей целевой группы; шире использовать возможные формы участия в оказании социальных услуг (аутсорсинг); активно участвовать в создании инфраструктуры поддержки деятельности социально  ориентированных некоммерческих организаций, добровольчества и социального предпринимательства.

Об усилении поддержки некоммерческого сектора на территориях Иркутской области
1. Руководителям органов территориального общественного самоуправления Иркутской области:
1.1. Создавать и укреплять долговременные устойчивые связи с государственными и муниципальными учреждениями различных сфер, общественными организациями, предприятиями малого и среднего бизнеса.
1.2. Проводить работу по выявлению и привлечению к работе в ТОС граждан, обладающих лидерскими качествами, имеющих активную гражданскую позицию, пользующихся авторитетом среди населения.
1.3. Расширять участие граждан, прежде всего активной молодежи, в деятельности ТОС по  благоустройству территорий, организации культурно-массовых и иных досуговых мероприятий,
оказанию благотворительной помощи гражданам, нуждающимся в поддержке, осуществлению
профилактики асоциальных явлений и т.д.
1.4. Осуществлять регулярное взаимодействие со СМИ по вопросам размещения информации для населения о возможностях территориального общественного самоуправления и значении ТОС для решения социально-бытовых и иных потребностей местного сообщества, распространения положительного опыта работы ТОС и достигнутых результатах, популяризации деятельности лидеров ТОС информацию о деятельности ТОС.
1.5. Проводить информационно-разъяснительную работу с населением в целях повышения  самоуправленческой активности граждан по участию в решении вопросов местного значения;
1.6. Активизировать работу по государственной регистрации органов ТОС в качестве юридических лиц.
2. Органам местного самоуправления Иркутской области:
2.1. Принять меры по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов ТОС, в том числе: разработать и принять муниципальные целевые программы поддержки
территориального общественного самоуправления, предусматривающие финансирование мероприятий, проводимых органами ТОС, укрепление материально-технической базы ТОС, поощрение лидеров и активистов ТОС; оказывать содействие органам ТОС по вопросам предоставления помещений, мебели,
компьютерной техники, инвентаря и иных материально-технических ценностей, необходимых для
организации их деятельности.
2.2. Принять меры по повышению уровня информированности населения о ТОС, в том числе:  содействовать более широкому распространению в средствах массовой информации сведений о возможностях и существующих практиках деятельности органов ТОС, освещению опыта успешно работающих органов ТОС; расширять практики взаимодействия ТОС с органами власти, общественными
организациями и бизнес-структурами (в том числе, через включение постоянных специальных
рубрик в местных СМИ); обеспечить наличие на официальных сайтах муниципальных образований раздела «Территориальное общественное самоуправление»; оформить тематические стенды ТОС для размещения нормативно-правовых документов по вопросам создания и функционирования ТОС, информации о деятельности местных ТОС, иных материалов, касающихся территориального общественного самоуправления; учитывать обоснованные предложения органов ТОС при разработке программ социально-экономического развития муниципального образования; оказывать содействие органам ТОС в реализации проектов по развитию самоуправляемых территорий; обеспечить проведение методической работы с органами ТОС по вопросам, входящим в компетенцию ТОС, в том числе по подготовке и проведению конференций граждан по вопросам осуществления ТОС, заседаний ТОС, собраний жителей; ведения делопроизводства, планирования, организации контроля; обобщения и распространения положительного опыта работы ТОС, организации системы обучения активистов и выборных лиц ТОС, проведение семинаров, круглых столов, тренингов и др.
2.3. Принять меры по привлечению ТОС к решению проблем жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территорий, в том числе: предусматривать участие представителей органов ТОС в формировании планов мероприятий по благоустройству, санитарной очистке и озеленению самоуправляемых территорий, ремонту дорог и тротуаров с использованием бюджетных средств;  проводить среди ТОС конкурсы по благоустройству дворов, придомовых территорий; осуществлять подготовку активистов по проблемам эффективного управления многоквартирными домами через систему обучения на семинарах, круглых столах с участием соответствующих специалистов; оказывать содействие органам ТОС по организации непосредственного участия жителей в работе по благоустройству их территорий, мест общего отдыха граждан, по наведению порядка в местах общего пользования и т.д.
2.4. Принять меры по созданию условий для самореализации молодежи через участие в ТОС, в том числе: оказывать содействие органам ТОС в привлечении молодежи к решению вопросов местного значения: благоустройства, озеленения и санитарной очистки, по обеспечению правопорядка, развитию физической культуры и спорта и другим вопросам; осуществлять деятельность, направленную на укрепление взаимодействия старшего поколения и молодежи на территории осуществления ТОС;  привлекать молодежь к реализации на территории ТОС общественно полезных проектов.
2.5. Принять меры по внедрению эффективных форм социального партнерства, в том числе:  инициировать взаимодействие органов ТОС с органами местного самоуправления, некоммерческим сектором и бизнесом по вопросам привлечения населения к решению вопросов местного значения;  содействовать привлечению к решению вопросов местного значения представителей негосударственных, частных организаций, общественных объединений; привлекать социальных партнеров к решению вопросов мотивации и стимулирования органов ТОС, их лидеров и активистов; рассмотреть вопрос о развитии системы подготовки и переподготовки управленческих кадров в системе территориального общественного самоуправления на базе профильных вузов и негосударственных учебных заведений.
3. ВСМС и Ассоциации муниципальных образований Иркутской области: Продолжить обобщение и распространение опыта работы ТОС в территориях. С этой целью: распространять положительный опыт: «Лучшая муниципальная практика Иркутской области»; «Лучший лидер территориального общественного самоуправления Иркутской области»; оказывать органам местного самоуправления, органам ТОС Иркутской области информационную и методическую помощь по вопросам создания и функционирования органов ТОС, в том числе в качестве юридического лица; с целью распространения опыта работы ТОС на территории региона, подготовить и выпустить информационно-методические сборники «Лучшая муниципальная практика Иркутской области», «Лучший лидер территориального общественного самоуправления Иркутской области»; обеспечить правовое, методическое консультирование органов местного самоуправления по проблемам ТОС, по вопросам создания и функционирования органов ТОС, в том числе в качестве юридического лица; подготовить и провести ряд обучающих семинаров для лидеров и активистов территориального общественного самоуправления Иркутской области и специалистов органов местного самоуправления; создать информационную базу данных ТОС региона.
3. Законодательному Собранию Иркутской области:
3.1.Привлекать к работе координационно-совещательных органов по поддержке и развитию органов ТОС в муниципальных образованиях председателей представительных органов и депутатов для решения проблем ТОС.
3.2.Внедрять в практику работы представительных органов муниципальных образований тематические депутатские слушания по актуальным вопросам деятельности ТОС и привлекать депутатов и работников муниципальных бюджетных учреждений к участию и взаимодействию с ТОС.
4. Региональным и муниципальным средствам массовой информации: регулярно освещать (в том числе, посредством создания тематических рубрик) деятельность органов ТОС в целях информирования населения о возможностях и значении ТОС для решения социально-бытовых и иных потребностей местного сообщества, распространения положительного опыта работы ТОС, популяризации деятельности лидеров ТОС.
О механизмах вхождения НКО в реализацию национальных проектов»
1. Правительству Иркутской области:
1.1. Совместно с Общественной палатой Иркутской области провести анализ рейтинговой оценки муниципальных образований Иркутской области в части развития гражданского общества и вовлечения жителей в социально-экономическое развитие территорий.
1.2. Обеспечить обучение муниципальных служащих, в том числе мэров и заместителей мэров по социальным вопросам, взаимодействию с институтами гражданского общества, современным технологиям привлечения ресурсов к развитию территорий.
1.3. Обеспечить распространение в муниципалитетах Иркутской области различных практик  использования механизмов поддержки общественных инициатив.
2. Профильным министерствам:
2.1. Признать стратегическую важность СО НКО в исполнении задач, поставленных в приоритетных национальных и федеральных проектах и обеспечить использование имеющегося потенциала сектора НКО в разработке механизмов вхождения в реализацию национальных проектов и участия в их реализации.
2.2. Изучить возможности привлечения общественных объединений как соисполнителей и партнеров органов власти в реализации приоритетных национальных проектов.
2.3. Обеспечить информирование профильных СО НКО о мероприятиях, которые региональные органы власти планируют проводить в процессе реализации национальных проектов.

2.4. Обеспечить возможность участия профильных СО НКО в мероприятиях, которые региональные органы власти планируют проводить для реализации национальных проектов.
2.5. Проанализировать и оценить предложения СО НКО по включению реализуемых ими инициатив в программы государственного сектора.
3. Ресурсному центру Иркутской области: содействовать созданию в муниципальных образованиях Иркутской области ресурсных центров для НКО и гражданских активистов; обеспечить методическую помощь муниципальным образованиям Иркутской области по вопросам организации различных практик использования механизмов поддержки общественных инициатив; организовать офлайн площадки для обмена опытом работы ресурсных центров, лучшими социальными практиками НКО и инициативных групп.
4. Общественной палате Иркутской области: разработать систему общественного контроля эффективности исполнения задач, поставленных в приоритетных национальных проектах и меры по вовлеченности НКО в их реализацию.
5. Сектору НКО: адаптировать свои программы и проекты к национальным, федеральным и региональным проектам; предусмотреть развитие волонтерского потенциала в национальных, федеральных и региональных проектах.
6. Управлению пресс-службы и информации Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области: размещать в СМИ лучшие положительные практики институтов гражданского общества, их
совместных проектов с органами власти, бизнес сообществом и населением в реализации
национальных проектов в регионе.

Председатель Общественной палаты Иркутской области                         В. В. Шпрах


Aliexpress WW

24.07.2019