Собиратель красоты

24 декабря 2020

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы будем погружаться в мир искусства и знакомиться с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Признайтесь честно, как часто вы читаете то, что написано мелким шрифтом? А на этикетках в музеях? Да-да, там тоже есть занимательная информация! Во многих залах постоянной экспозиции главного здания музея последней строчкой на этикетах можно встретить скромную надпись: «Дар Величко». В конце года музей подготовил значительную выставку, посвящённую личности этого коллекционера, и тем произведениям искусства, которыми обогатилось музейное собрание.

Если кто-то думает, что коллекционирование – это тихое, спокойное собирательство определённых предметов, то их ждёт разочарование. Пополнение частной коллекции искусства – это кипение страстей, охотничий азарт,  терзания сомнениями, жажда обладания и изрядная доля интриг. Недаром многие психологи приравнивают коллекционирование к болезни. С другой стороны, трудно не согласиться, что благодаря такой «болезни», например, Эрмитаж, стал обладателем одной из крупнейших в мире коллекцией камей (ох, как любила Екатерина II их собирать!); Третьяковская галерея пополнилась лучшими образцами русского искусства (имя Павла Михайловича осталось на века); а Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва смог гордится произведениями И. Е. Репина, И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина (а ведь мог, мог Владимир Платонович распорядиться своим наследством совсем иначе!).

О самом коллекционере известно немного. Валериан Вадимович Величко родился в 1874 году в Москве в семье нотариуса Вадима Кирилловича и его супруги Клавдии Ивановны. В 1901 году закончил медицинский факультет Императорского Московского университета. Почти полвека отдал работе в Старо-Екатериненской больнице (после 1917-го года сменилось несколько названий). В 1920-1923-х годах В. В. Величко работал в Кремлёвской больнице.

В Москве Валериан Вадимович был известен как страстный любитель и собиратель старинных вещей и произведений искусства. Располагалась коллекция в его доме в Большом Каретном переулке. По воспоминаниям современников «Дом этот более чем интересный, своего рода музей… старинная мебель и всё завалено книгами… по стенам коридоров висели картины в тяжёлых золочёных рамах, в комнатах – старинные русские иконы». В конце жизни В. В. Величко завещал свою коллекцию племяннику, Николаю Кирилловичу Величко и просил передать её «исключительно» в музеи. Племянник беспрекословно выполнил волю дяди: в течение многих лет он дарил произведения и книги музеям и библиотекам Москвы, Петербурга, Новгорода, Нового Иерусалима, Иркутска. Благодаря его дружбе с директором Иркутского художественного музея того времени Алексеем Дементьевичем Фатьяновым, Иркутск получил самую значительную и разнообразную по составу коллекцию: с 1965 по 1992 год Николай Кириллович Величко передал музею около двух тысяч (!) произведений искусства и редких книжных изданий. Многие из этих подарков вошли в постоянную экспозицию музея. Поэтому, кстати, на этикетках в отметке о дарении стоят инициалы Н. К. Величко, а не самого Валериана Вадимовича.

На выставке «Коллекция Валериана Вадимовича Величко» представлено более 150 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства XV–XX веков русских, западноевропейских художников и мастеров Востока.

Приятно видеть среди экспонатов оригинальную графику импрессионистов К. Моне и К. Писсарро, бережно хранимую в запасниках музея и редко допускаемую к показу. Притягивает взгляд кубок из кокосового ореха XVIII века, выполненный по личному заказу императрицы Елизаветы Петровны. Удивляют и восхищают работы русских и европейских художников, а также мастеров Востока.

Прийти, посмотреть, поразмышлять о выставке можно уже с 24 декабря в главном здании музея  на Ленина, 5. А пока гости вернисажа будут гулять по залам, коллектив музея приступает к работе над следующими выставочными проектами, чтобы в грядущем году продолжать радовать своих посетителей лучшими произведениями искусства.

Мария Моженкова, искусствовед

На фото: Гинко «Тэраи Куико», 1887

Клод Моне «Чайки. Темза. Парламент». 1901

Карл-Людвиг Христинек. «Портрет адмирала С.И. Мордвинова», XVIII век

Кубок из кокосового ореха XVIII век

Камиль Писсарро «Пейзаж», 1897

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также