Место, где зарождается искусство

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомиться с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

По  традиции зритель встречается с произведениями искусства на выставочных площадках музеев и галерей. Собранные по определенной концепции предметы, как правило проходят строгий отбор, художественную критику и являются той квинтэссенцией, которую творец готов продемонстрировать обществу.

Однако есть места, где картины можно наблюдать в процессе их создания. Мастерская художника – это особый микрокосм, сотворённый каждым из творцов по своему образу и подобию. По сути – это рабочее место, где художник проводит большую часть своего времени, задумывая сюжеты, воплощая их в жизнь, испытывая то муки творчества, то приливы вдохновения.

Если обратиться к истории искусств, то мастерская художника довольно часто становится объектом изображения, в том числе автопортретов. Ведь что лучше творческого пространства может раскрыть личность художника?

Интересный пример из истории: мастерская в доме Ивана Константиновича Айвазовского была окрашена в тёмно-красный цвет. На таком контрасте лучше работалось с сине-зелёным спектром касок, которыми творил один из лучших маринистов русской живописи.

Первыми мастерскими можно назвать помещения при монастырях, где трудились средневековые художники. В эпоху Ренессанса мастерской стала выступать часть жилого помещения, где работал не только сам мастер, но и его ученики, хранились работы и инструменты. Там же проходили встречи, как с коллегами, так и с заказчиками.

Круг лиц, вхожих в мастерские в настоящее время, всё также составляют друзья, ученики и покупатели. Хотя, по секрету, надо сказать, что за редким исключением, художники любят гостей, внимание и общение, возможность поделиться идеями или выслушать конструктивную критику.

На этой неделе представилась возможность побывать в мастерской иркутского графика Валентины Дережановой. Обычный с виду пятиэтажный дом. И совершенно преображённое пространство внутри одной из квартир на последнем этаже. В отличие от большинства мастерских, где царствуют живописцы, «графичность» пространства ощущается с первых шагов. Главный (а иногда, увы, и больной) вопрос при выборе места – освещение. Большие окна и естественный рассеянный свет – лучшие друзья многих мастеров. Здесь оконные проёмы помимо осветительной функции, демонстрировали приятный вид из окна. Дополнение искусственными светильниками создавало особый уют. Нейтральный серый цвет стен и фрагменты кирпичной кладки стали прекрасным фоном для произведений хозяйки мастерской. Что-то уже законченно, а что-то пока в процессе рождения. Сейчас, наверное, мало кто вспомнит, что на первых выставках Валентина была представлена не графическими, а живописными работами. Теперь помимо оригинальной и печатной графики, на подоконнике красуется целый ряд экспериментов с декоративно-прикладным искусством. Рядом различные гипсовые слепки для постановок и другие предметы интерьера, создающие тот самый неповторимый колорит вдохновляющего пространства. Стеллажи с книгами и мольберты.

И, конечно, сама хозяйка! Улыбчивая, приветливая, доброжелательная.

Поговорили о современном отношении зрителя к графике, ведь зачастую живопись воспринимается как само собой разумеющееся, а вот к графическому искусству неравнодушен только подготовленный зритель.

Надеюсь, что данный материал поможет взглянуть ценителям искусства на творческий процесс под другим углом. Лично мне было приятно побыть, понять, проникнуться, осознать и осмыслить.

                                                   Мария Моженкова, искусствовед

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

25.02.2021


Новости партнеров