Издательство «МИФ»

Что будем читать через десять лет узнали на КНИГАМАРТЕ

Считается, что среднестатистический издатель охватывает аудиторию от 40 лет и старше, при этом жалуется, что молодёжь его не читает. О вкусах молодежной аудитории, о том, как меняется текст и что будут читать чере здесять лет, поговорили на фестивале КНИГАМАРТ. Гостями дискуссии стали создатель блога в телеграмм-канале «Книги жарь» Сергей Лебеденко, представитель одного из самых читаемых порталов в России fanfics.me Лиса Ересь и исследователь сетевой литературы, бывший сотрудник портала ЛИТРЕС, работник научной библиотеки МГУ Анна Мурашова.

Понятие «литература» изменилось - чтение окружает нас везде, причём мы можем совмещать его с другими действиями, даже на ходу, надев наушники. Теперь литература - это не только книга в привычном понимании, форматов стало больше. Получается, мнение о том, что молодые люди стали меньше читать, ошибочно. 

Консалтинговая компания «Дэлойт» в 2019 году провела исследование, которое показало, что чтение также популярно, как видеоигры. Причём больший процент был в возрастном диапазоне от 18 до 30 лет, поэтому вопрос «почему вы не читаете?» можно задать скорее их родителям. Читательские практики постоянно меняются, а вся массовая литература переместилась в сеть. Растёт популярность определенных тем, например, подростковые переживания, отношения, секс, саморазвитие.

Сегодня самый популярный нетрадиционный формат - фанфики. Это произведения фанатов известных книг, фильмов, комиксов, игр и вселенных. Как правило их авторы придумывают альтернативные концовки, меняют сюжеты, либо вообще придумывают оригинальные тексты. Есть каноны, по которым строится фандом, и у каждого фандома свои ценители. Абсолютно любой пользователь может опубликовать свой текст и сразу получить отзыв. Причём не обязательно должно быть законченное произведение, можно придумывать на ходу, постепенно публикуя главы. Это хорошо ещё тем, что можно не тратить время на написание книги, чтобы потом узнать о ее низких продажах, можно оценивать комментарии  подписчиков и создавать продукт, основываясь на спросе.

В России самый посещаемый портал фанфикшн - это ficbook.net. Количество его уникальных посетителей в месяц достигает 2 млн. На втором месте fanfics.me, каждый месяц его посещают около 60 тысяч разных пользователей. Отличие не только в территориальном масштабе, но и в том, что в фикбуке нет модерации. В мировом рейтинге на первом месте стоит archive-our-own, правда в нем нельзя публиковать «оридженэлы», то есть полностью оригинальный текст.

Большинство людей, которые читают продукты издательств, - это те же самые люди, которые читают фанфики. Однако, если спросить у них «что последнее ты прочитал?» никто не скажет про фанфики, потому что их пока не воспринимают всерьёз. Это странно, ведь там такие же полноценные произведения, а у авторов могут быть интересные стиль и язык. Самиздат, например, давно это понял и теперь ищет новых писателей как раз на сайтах фанфикшн, так как пока это самое  прогрессирующее чтиво.

А как же высокая литература? Спросите вы. Между прочим, автор «Гарри Поттера» Джоан Роулинг тоже начинала с фанфиков, а дети, которые его читали, потом сами без родительских упреков переходили и на Чехова, и на Достоевского, и на Толстого... «Лучше уже тогда пусть фанфики читают, чем вообще ничего» - подытожил один из спикеров. 

Анастасия Липунова, специально для «Глагола»


Aliexpress WW

25.03.2020

КНИГАМАРТ