Голуметь: старейшему селу Иркутской области исполнилось 470 лет

В минувшие выходные жители села Голуметь отметили 470-летие со дня основания села. Прошли большие праздники и фейерверк. "Глагол" предлагает вспомнить историю этого красивого места. 

Свое рождение Голуметь ведет с XVII века - такой вывод был сделан на основании карт, составленных Семеном Ремезовым. Однако позднее была установлена и точная дата появления села - 1548 год. Старожилы рассказывают о трех легендах об образовании Голумети и происхождении его названия. Так, согласно преданию, в этих местах когда-то жило богатое племя бурят, которые имели много земель. По ним пробегали полноводные реки Белая и Иретка. В них водилось очень много рыбы: таймени, сиги, хариусы. Тем не менее буряты ели рыбу редко, так как нечем было ее ловить.

Однажды, проезжая на конях мимо реки, увидели они избушку, а возле нее русского мужика, который что-то варил на костре. Разозлились буряты: "Как смеешь ты без нашего ведома, разрешения селиться на нашей земле?" Мужик поклонился им и пригласил отведать ушицы, достал речную рыбу, соленого сига, тайменей. Стали буряты есть и удивляются, как это русский мужик один наловил рыбы больше, чем они всем племенем. Мужик улыбнулся, повел к реке и стал вытягивать сеть, а там рыбы видимо-невидимо. Удивились буряты и предложили продать сеть и еще сделать им много новых. Мужик согласился, но с тем условием, что поселится на их земле навечно. Буряты согласились. Так и возникла Голуметь, поскольку "гульма" в переводе с бурятского означает "сеть".

Село Голуметь было купеческим. Здесь были и пивовары, и торговцы. С тех пор как через Голуметь стал проходить монгольский путь, в селении появился так называемый перевалочный пункт в торговле с Монголией. Монгольские купцы по пути на Усольский солеваренный завод останавливались в Голумети и здесь же обменивались товаром с местными купцами: меняли кожу, ткани на соль и мыло.

К концу XVIII века Голуметь представляла собой богатое село. Практически все купцы, которые жили в Голумети, имели свои лавки в Иркутске, завозили товар в село и продавали их местному населению и монгольским купцам. Именно здесь некогда проживали 48 купцов, половину из которых составляли купцы I гильдии. У каждого из них был свой завод или фабрика. В селе об их зажиточности говорили двухэтажные дома. В годы Октябрьской революции и Гражданской войны село стало центром восстания против большевистской власти. Сейчас как напоминание о некогда зажиточном селе остались два купеческих дома, в одном из них располагается магазин, а другой стоит заброшенным.

Чем сто лет назад отличались богатые села от бедных? Правильно, храмами. Только зажиточные прихожане могли построить каменную церковь. В селениях присаянской стороны только в Голумети осилили такую дорогостоящую идею и воздвигли "тщанием прихожан", в основном на средства купцов. Известно, что строили долго, занимались этим купцы Мажаев, Изотов, Семенов, Блаженский, богатые крестьяне, учитель и священник прежней, деревянной, церкви. От дедов-прадедов передают, что скрепляли кладку стен яичными желтками, яйца собирали со всех дворов. Потому такие крепкие стены получились, что устояли в годы антирелигиозных разрушений. А уж по красоте белый храм был под стать Иркутскому кафедральному собору. Три престола: Николы-угодника, Покрова и Троицы, пять куполов, колокольня отделена от алтарной части. Благолепие украсило богатое село, храм со всех концов виден. Да действовал он всего ничего, двадцать лет с небольшим. Потом, как водится, склады в нем устроили, хозяйственные помещения.

Памятником областного значения храм объявили в 1987 году. Сейчас это самое высокое здание в Голумети, его высота достигает 27 метров. Старожилы вспоминают, что это третий храм по счету. До этого было два деревянных, оба сгорели. После этого было решено построить каменный храм. Отец Фортунатто тридцать лет собирал деньги на строительство храма. В 1910 году началось строительство, и за четыре года он был возведен и освящен. Вообще Голуметь стоит на подземных озерах, поэтому такое строение было очень трудно возводить.

Во время революции сюда привели военнопленных и расстреляли вместе со священником. Во время проведения ремонтных работ, при раскопках рабочие нашли очень много костей, которые разбросаны повсюду. В 1935 году храм закрыли, его пытались взорвать. В начале двухтысячных началось его восстановление. Так, в родной храм вернулась икона святителя Николая Чудотворца. 70 лет она находилась в изгнании, после чего на родину ее вернул известный оперный певец, уроженец Голумети Леонид Харитонов. В 1934 году, когда громили церковь, тетя Леонида Михайловича, Марфа Иванова, смогла спасти несколько икон, в числе которых была икона Николая Чудотворца. Долгие года она хранилась у нее в амбаре. Однажды сын Марфы Ивановны Виктор увидел ее и хотел приспособить для стола. Не получилось. После этого он бросил ее в сенях под ноги, ликом вниз, а сверху накрыл грязной тряпкой, о которую затем все вытирали ноги.

- Тетя не знала, что она там находится, а когда случайно увидела, упала в обморок, - рассказывал в одном из интервью Леонид Михайлович. - Виктор потом умер от рака, очень долго мучился. В 1974 году моя мама поехала навестить тетю, и та рассказала эту историю. Затем икону привезли в Москву. Конечно, она была в ужасном состоянии: не было полщеки, руки с книгой, шеи. Я просто ужаснулся. Собрал художников, чтобы решить, что делать.

После долгих реставрационных работ иконе все же вернули прежний лик, она была перевезена на родину.

Еще один образ Николая Чудотворца был привезен иркутянами, которые выкупили ее в антикварной лавке. После того как они заметили сзади надпись, из какой она церкви, решили вернуть ее на родину.

Голуметь известна не только своей дореволюционной историей. В советское время здесь работал совхоз «Голуметский»: ферма, пахотные земли, лесозаготовительный участок, зверопромхоз, где занимались пушниной, заготовкой ягод, грибов, орехов. Помните, в подарочных упаковках продавались орехи? Так вот это из Голумети. Также люди работали в пошивочном цехе, на маслозаводе. Была своя парикмахерская, прачечная, баня. А о местном хлебе ходили легенды, за ним приезжали из Черемхово. Хлеб пекут на всю деревню и из соседней пекарни еще привозят.

Сейчас в Голумети есть своя больница, полная средняя школа, два детских сада, Дом культуры «Сибирь», семнадцать частных магазинов (по одному на сто жителей, вот что значит история купеческого зажитого села), крестьянско-фермерские хозяйства, спортивный комплекс с бассейном.

Да и в культурном плане Голумети есть чем похвастаться. Взять самобытный народный театр «Радуга», который объездил с гастролями множество деревень и сёл Приангарья. Первый спектакль под руководством талантливого режиссёра и поэта, воспевающего красоту голуметской природы, Иннокентия Пшеничникова был поставлен ещё в 1962 году. Сейчас его «детище» продолжает развиваться, приглашая на сцену всё новых и новых артистов.

Самыми добрыми словами вспоминают в Голумети и ещё одного одарённого человека - «чудака» Георгия Петровича Романенко. Одарённый талантом художник-самоучка, он всю до копейки пенсию тратил на краски и материалы, а потом раздаривал картины друзьям и знакомым. «На что жил? Не знаем!», - признаются местные.

Но в первых рядах самых известных и всеми уважаемых уроженцев Голумети, конечно же, идёт «сибирский Шаляпин», заслуженный артист России Леонид Михайлович Харитонов. Будучи солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски имени Александровна, он объездил с концертами весь мир, пел с французской знаменитостью Мирей Матьё, выступал в доме-музее Шаляпина. К слову, с семьёй первого баса России «бас из Голумети» дружит очень давно: дочь легендарного певца даже подарила Харитонову отцовский рояль, который всю жизнь стоял в его московской квартире и звучал так же величественно, как много лет назад. Несмотря на популярность, Харитонов регулярно приезжал на родину и помогал односельчанам, однако осенью прошлого года после серьезной болезни он скончался в Москве в возрасте 84 года.

На сегодняшний день Голуметь представляет собой довольно большое село, численность населения примерно 1 700 человек. Несмотря на это, всем работы не хватает. Довольно большая школа - 270 детей, 1994 года постройки. Обязательно в программе школьный музей. Начинался он шестьдесят лет назад с Ленинской комнаты, поэтому нынешнее руководство частично оставило тот, советский, кусочек музея в первозданном виде, что видно по большому количества Ленина (особенно произвела впечатление скульптура "Ленин и рабочий", причем рабочий отвернулся от Ильича), фотографии одного селянина с надписью "Он видел Ленина", наличию в военном зале Сталина. Самое важное в музее - картотека всех участников Великой Отечественной войны. Из села на фронт ушло пятьсот человек, вернулись 180. Есть здесь и свой ГУМ - Голуметский универсальный магазин.

Голуметцы рады гостям, поэтому если у вас появится возможность посетить старейшее село в Иркутской области, то вы получите большое удовольствие. И в заключение небольшое стихотворение Иннокентия Пшеничникова.

У нас в Сибири

все свое, конечно.

Размахи,

километры растоянья.

Бескрайняя тайга,

дороги бесконечные.

И широта души,

и обаяние.

 

Я - Сибиряк.

И южные размеры

мне непривчны,

малогабаритны.

У каждого свои, конечно,

аппетиты.

У каждого свои, конечно, мерки.

Я к широте привык,

привык к раздолью,

к суровым,

но понятным краскам.

И потому

к моей сибирской воле

во мне всегда особенная ласка.

И только жаль,

что край мне необъятный

не обихожен,

неуютно смотрится.

Ах если бы

могли мы аккуратно

и брать и строиться.

Природа не простит

бездушия индустрий,

и не простят нам

ни за что потомки

убитых рек

загаженные устья

и высохшие среди пней истоки.

По материалам Татьяны Ковальской («Восточно-Сибирская правда»), Лидии Гергесовой («СМ-Номер один»), Алексея Петрова, Иркипедии


25.07.2018