Усольчанин Сергей Просвирнин примет участие в программе "Клоун" к 100-летию Юрия Никулина

Сегодня в Большом цирке на Фонтанке в Петербурге состоится премьера новой программы "Клоун" в честь 100-летия со дня рождения народного артиста СССР Юрия Никулина. Эта программа открывает серию праздничных событий, посвященных артисту.

Работа над представлением длилась пять месяцев и собрала многих звезд арены, в том числе лично знавших Никулина. В их числе - уроженец Усолья-Сибирского, заслуженный артист России Сергей Просвирнин, который не позволил себе в новой программе никаких перекличек с Юрием Никулиным, а просто посвятил свой номер артисту. В спектакле он выступает как глава клоунской династии вместе с сыном и внуком. 

— Мы хотели, чтобы Сережа был музыкантом, - рассказывала несколько лет назад в одном из интервью его мама Галина Ивановна. - Папа, баянист, сам учил его всему. У Сережи слух близок к абсолютному. В шесть лет он уже играл серьезные вещи на баяне, хотя за этот инструмент детей сажают лет с десяти. Сережа должен был в день по два-три часа заниматься. Он сидел учил и видел, как ребята играют в хоккей, и готов был быть даже "завлампочкой", лишь бы только его отпустили погонять мяч. Отец увидел, что ему внапругу, и сказал: "Не хочешь - не занимайся". А Сереже это только и было нужно. Он отставил баян и рванул на улицу. А потом вдруг пошел клоуном в наш народный цирковой коллектив. Мы с отцом даже ничего не знали. Участвовал во всяких репризках, публика его принимала. Так и надумал поступать в Московское цирковое училище. 

Летом 1975 года, окончив восьмилетку, Сергей отправился из Усолья в столицу. В родном городе мало кто верил в затею: Московское эстрадно-цирковое училище было единственным на весь Советский Союз. 

— Отец и тот говорил: "Промнетесь да обратно вернетесь", - вспоминала мама. - Когда мы туда приехали, нам сказали, что Сережа не поступит: мы с периферии, нас никто не знает. На первом туре было 400 человек на место. В комиссии человек двадцать: сам Никулин, Борис Сичкин (Буба Касторский), представители Госцирка. На экзамен заходили сразу по 15-20 человек и показывали кто что умеет - на тебя же смотрят. Сережа, подстриженный как запорожец, вошел с губной гармошкой. Вот он на ней начал: "Катится, катится голубой вагон". Что-то станцевал, басню запорол - но, видимо, приглянулся. Только все вышли - через десять минут секретарь объявляет результаты: мы проходим первый тур. А там милиции, полиции! Я увидела всех народных артистов, кто толкал своих детей, - Ролан Быков, московский импресарио Смольный. Дети знаменитостей, знаете, все такие из себя - в общем, мы не надеялись. 

И вдруг слышу - говорят о каком-то мальчике, чувствую, что о Сереже. Мы проходим второй тур. А на третий вообще осталось совсем мало народу. И у меня уже все спрашивают про Сережу. А ему вдруг стало плохо. Он говорит: "Мама, я больше не хочу, я устал". И мы уже хотели было уехать, но к нам подходит импресарио Смольный и говорит: "Сегодня вели о вашем сыне речь... решают. Потому что он с восемью классами (а в тот год на эстрадно-цирковое брали только после десятого), если берут, то куда? Но вы не сдавайтесь. Мальчик очень талантливый, и за него Никулин". Когда объявили, что Сережа прошел третий тур, я как стояла у дверей - так и не помню как очнулась, даже скорую вызывали. На Сережино отделение тогда взяли всего 14 человек из четырех тысяч. Никулин подарил ему книгу, где так и подписал: "Сережа, я верю в твое будущее".

Сергею не было и 15 лет, когда он остался один в Москве. Жил в общежитии с ребятами, которые вернулись после армии. 

— Как он у меня не сломался? Я просыпалась и со страхом вспоминала, где оставила сына, такого маленького. Но я часто летела в Москву в командировки. Как приеду, в комнате целый ворох посуды издательства "Правда". Оно с цирковым общежитием рядом, и все ребята подрабатывали там в столовой - мыли посуду. Их подкармливали - наложат каши, того-сего, отсюда горы посуды. 

Первые письма его начинались так: "Здравствуйте, мои дорогие, мама, папа, баба и Ингур (это собака)!" И дальше - на пяти страницах. Через полгода Сережа уже начинал: "Здравствуйте, мои мама, папа, баба!" А еще через полтора года писал просто: "Здравствуйте, все!" Помню, в каждом письме Сережа удивлялся, какие мы дураки, что покупаем масло по 72 копейки: "Я беру здесь две пачки маргарина по 36, у нас в Усолье масло еще хуже". 

Когда учился, было все. Со стипендии снимали за пропуски - пошел разгружать что-то, хотел иметь свои деньжата. Однажды - ужас! - попал в КГБ. 77-78-й годы: молодежь стала выходить на площади. Раздавали листовки. Сережа взял, чтобы привезти ее нам, а люди из КГБ прошерстили всю общагу и нашли. Некоторых студентов поисключали, но Сережу оставили. 

С третьего курса сына стали забирать в шоу. Свои первые заработки он начинал с Маликовым и Пресняковым-старшими. Дима с Володей, младшие, еще под стол бегали, а Сережа уже работал с их родителями в Ялте в ресторанах. Танцевал степ, делал номера клоунские. Класс чечетки у Сергея вел знаменитый Борис Быстров - это о нем сняли фильм "Зимний вечер в Гаграх". Выпускался у Рудина ("Кабачок "13 стульев") и у знаменитого режиссера Каштеляна. 

Закончив ГУЦЭИ, Сергей в составе трио клоунов стал ездить по городам. Как-то во время гастролей в никулинском цирке Плинер, худрук коллектива, увидел Сергея. "Вам надо делать номер", - сказал он и забрал его на репетиционный, готовить программу. Сергей нашел себе партнера - Владимира Старикова. Оба - музыкальные клоуны-эксцентрики. Цирк сшил костюмы, и через год Сергей вышел на манеж у Никулина, вместе с Карандашом. Когда артист решил перейти в новый цирк на проспекте Вернадского, Никулин его понял. 

— За свою жизнь Сергею не стыдно. Одним из первых он стал лауреатом премии правительства Москвы, получал медаль вместе с Ириной Архиповой, вручал ее мэр Лужков. Сергей - призер знаменитого фестиваля в Монте-Карло. Он тогда был ужасно расстроен, говорил: "Уж третья-то премия у меня наверняка была бы". Багаж пришел с опозданием, накануне выступления, - и он без единой репетиции вышел на манеж, а там уже все заставили клетками. Хотя номер у Сергея уникальный. В цирке только звери могут выступать 20 минут, а у Просвирнина и Старикова номер длился целых двенадцать. Я однажды была в Москве, попала на представление. Целый сектор занимали американцы. Это было что-то ужасное: они выбегали к Сергею толпами на манеж, не давали ему работать. 

Сергей объехал весь мир. Цирк продает его по контракту. Он в Испании работал полгода, свободно говорит по-английски, все газеты читает на иностранном. Франция - его родной дом, он знает каждый закоулок. Швейцария, Германия, Греция, Египет, Марокко - это у него пройденный этап. Алжир, Центральная и Северная Америка, в Канаде он был на гастролях, в Англии, Шотландии работал. В Бахрейне был, в Саудовской Аравии тоже. Выступает он в основном в шапито, в казино. В Японии выступал в большом цирке. Но поначалу хотел оттуда уехать, не мог. Рассказывал, что наш юмор японцы не воспринимают, они приходят, едят, очень далеко от сцены садятся. И если везде с клоуном сфотографироваться счастье - то там нет. 

Когда долгосрочные гастроли, на них можно очень хорошо заработать, а когда нет - приходится с собой и консервы брать (хотя таможня запрещает), продукты питания, - там все это очень дорого. Но надолго цирк Сергея не отпускает. 

Случается разное. Однажды артисты собрались в Арабские Эмираты, багаж отправили раньше, а в это время началась война в Персидском заливе. Имущество разграбили. Сергей полгода сидел безработный. В багаже был весь реквизит - дорогой, за три тысячи долларов, саксофон, вся обувь, большая партия носиков, которые он продает после представлений. Свою страховку цирк выплатил, остальные деньги Бахрейн так и не вернул.

Артисты цирка себе не принадлежат. Днем по часам расписаны тренировки, репетиции, каждый вечер - представление. Их дети с ними так и ползают. Как-то шел хороший фильм про детей цирковых артистов. Внука нашего показали: как он плачет на растяжке, как ему больно. Все это прошла и внучка Лиля, она сейчас ГИТИС заканчивает, учится на 4-м курсе, режиссер цирков. Лиля выступала на манеже. Внук иногда тоже выбегает на арену. Жена Сергея работает в его номере ассистентом. 

Кстати, в сериале "Подари мне жизнь" Просвирнины тоже снимались почти всей семьей. Сын клоуна, которого, как и отца, зовут Сергей, лежал на одной койке рядом с больным главным героем. Лиля приняла участие в эпизоде около загса. В сериале было работать очень интересно. Сергей звонил в восторге. Он и раньше снимался, в мелочевке, - в "Кабачке "13 стульев" играл музыканта, небольшая роль у него была в фильме "Возвращение броненосца Потемкина" с Игорем Квашой. Интересная картина, но прошла по телевизору незаметно. Правда, после нее столько звонков было! На ТВ Сергей несколько раз появлялся. 

В сериале он играл самого себя. Его увидели в цирке и сказали: вот кто нам нужен. Он согласился. Снимался в своих сериях месяца два с половиной - от темна до темна. Про режиссеров рассказывал: удивительные люди - кричат, ругают, переделывать заставляют, в кино ведь фальшивить нельзя. Вся эта кухня Сереже знакома, потому что он среди артистов вращается. Его лучший друг - Борис Химичев, последний муж Татьяны Дорониной. Сергей бывал в их доме не раз. Он видел эти тусовки и знает, как грим плывет, и когда по сто раз сцену переснимают, и как некоторые артисты могут себе позволить лишнее и приходится съемку отменять. На съемках сериала Сергей подружился с Виктором Раковым, сейчас они часто перезваниваются. 

Сергей никогда не скрывал, что родился в Усолье. Домой едет всегда с трепетом, но приезжает - и город не узнает. Семья сразу уезжает на Байкал - артист очень любит рыбалку. Никогда не едет на родину без подарков. Везет родителям самое главное - целый чемодан фотографий, буклетов, где он выступал, иностранную прессу, где о нем пишут, сувениры. Отцу привозит красивые майки, бейсболки.

Сергей - друг старых "Песняров". У него столько с ними фото, он ездил на похороны Мулявина. Для него музыка - это жизнь, он любит джаз, переписывается со многими знаменитостями. Играет почти на всех инструментах, но его основные - саксофон, кларнет и ударные. 

Десять лет назад в Англии вышла энциклопедия "Клоуны ХХ века". Ее передали Сергею через посольство. Для артиста стало полной неожиданностью то, что в числе трех русских клоунов он нашел там свое имя рядом с Карандашом, Олегом Поповым и Юрием Никулиным.

Однако сегодня уроженец Усолья-Сибирского вспомнит Юрия Никулина. На большой сцене большого цирка: "Я никогда не был учеником Никулина, но вместе поработать довелось. Когда мне было двадцать, я начал работать в коллективе Никулина. Были такие музыкальные эксцентрики Ростовцевы, я с ними работал. А они работали в коллективе под руководством Никулина. Вот с Никулиным я ездил с 81 по 82 год. Мы Юрия Владимировича провожали на пенсию в городе Калинине. Помню, Никулин всегда подходил, обнимал за плечи и говорил: "Мальчик (он всегда говорил – мальчик), даже на репетиции ты должен всегда быть в пиджаке и головном уборе" Я это запомнил".

По материалам СМИ

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

25.09.2021


Новости партнеров