Новости

далее...

Рекомендуем посетить

Наличники Иркутска на выставке

Персональная фотовыставка Ярослава Шиллера «Panta rhei - наличники Иркутска» начинает свою работу в Арт-галерее «DiaS»
далее...

Прямая речь

далее...

Доска почета

Белорусские "Кривичи" победили в интернет-голосовании в Иркутске

Молодежный клуб «Кривичи» по итогам рейтингового голосования на портале администрации города Иркутска занял первое место среди четырех десятков объединений национальных автономий.

Прежде всего это стало возможно благодаря усилиям известного общественного деятеля, активного участника «Кривичей» Олега Рудакова, который ради победы поднял все интернет-пространство Беларуси. Впрочем, вполне заслуженно: нигде в мире белорусская национальное жизнь сегодня не кипит так активно, как в Прибайкалье.

Белорусы набрали 41% от всех голосов, оставив далеко позади общины бурят, татар, башкир, чувашей, азербайджанцев, армян, казахов, узбеков, поляков, литовцев и другие.Чтобы получить нужный результат, Рудаков несколько недель методично проводил пиар-кампанию среди белорусов во всем мире.

«Дорогие друзья, спасибо вам! - написал Олег Рудаков по окончании голосования, -  ... выражаю благодарность всем, кто нашел время и возможность, чтобы продемонстрировать свое единение с нами!»

В конкурсе участвовала еще одна организация белорусов - Иркутское товарищество белорусского культуры (ИТБК) имени Яна Черского. 20 лет назад у истоков ее рождения стоял все тот же Олег Рудаков. Однако некоторое время назад он решил сконцентрироваться на деятельности под крышей более молодой организации. 

«В сообщество мы объединились еще в 1996 году, - делает небольшой экскурс в историю Олег Рудаков. - Сначала возникла одна региональная общественная организация - Иркутское товарищество белорусского культуры имени Яна Черского. А вскоре, буквально через год, начал действовать молодежный клуб "Кривичи".Правда, клуб мы официально зарегистрировали только в 2009-м, но первые шаги сделаны почти 20 лет назад. Туда приходили прежде всего молодые люди, рожденные в Сибири в третьем, даже в четвертом поколении. В основной массе это потомки белорусских переселенцев по столыпинской реформе, а также с семей, эвакуированы во время Первой мировой войны, раскулаченных, репрессированных, советских военных, добровольцев комсомольских строек».

В отличие от высланных или от вынужденных переселенцев, Олег Рудаков в Сибири оказался без всякого принуждения. В 1985-м, после окончания сельской школы в Полоцке, поступил в Тюменскую высшую военно-командное училище, был распределен в Иркутск. На период службы пришелся развал Советского Союза, дальше было безвластие в армии и сокращение личного офицерского состава. Но на то время уже завел семью, начал заниматься изучением присутствия белорусов в Иркутской области и решил тут остаться: «Когда началась работа ради объединения белорусов и были организованы первые мероприятия, празднования в национальном стиле, нас быстро заметили, заинтересовались. Поскольку это происходило в интерактивном режиме, новый формат понравился. Нам завидовали другие национально-культурные объединения, удивлялись: мол, почему у нас так много молодежи, а к ним никто не идет? При том, что в тех же литовцев, поляков существуют целые программы государственной поддержки, есть возможность исправлять молодежь на свои исторические родины. Но все равно почему-то не срабатывала, не заманивали. Главный ответ, безусловно, в том, что мы делаем народные, обрядовые праздники с взаимной связью. То есть если люди не просто приходят и наблюдают за действием как зрители, а принимают в ней активное участие».

Олег Рудаков получил экономическое образование в Иркутском государственном техническом университете, а после окончил исторический факультет Иркутского государственного университета. Фактически продвижение белорусской истории и традиций стало главной в его жизни. То, что методом проб и ошибок адаптировал в ИТБК, теперь расширяет и совершенствует вместе с «Кривичами».

«У нас сразу возникли тематические секции: по изучению белорусского языка, по изучению обрядовых песен, по изучению народных танцев. Появились ремесленники - молодые девушки, парни, которые занимаются ткачеством, вышивкой, производят фибулы. Шаг за шагом возник спрос на белорусский тему, а внутри общества белорусов пошла мода на изучение белорусского языка. Для кого-то, особенно по белорусским деревням Сибири, она все время оставалась родной. Но для большинства тех, кто родился здесь в третьем-четвертом поколениях, была в диковинку. Многие благодаря нам услышал ее впервые. Таким образом мы основали моду на белорусскость».

Коллеги Рудакова не сомневаются в том, что победа в конкурсе, который инициировала администрация города Иркутска, вполне закономерна - ни одна этническая группа в регионе не проявляет такой активности, как белорусы. В деревнях, некогда заложенных белорусами-переселенцами, с размахом проводятся традиционные праздники - Рождество, Купалье, Деды, «Гуканье весны», праздник осени «Богач», «Камаедица» и другие.

По материалам белорусских СМИ


25.12.2016