Среда Петрова № 22 (122)

Современники называли его самым дальновидным генерал-губернатором в России, поскольку, проведя в нашем крае 11 месяцев и объехав практически все сибирские губернии, он вернулся в столицу. Это про сибирского генерал-губернатора Михаила Сперанского, который двести лет назад обосновался в Иркутске.

Неделю назад в Иркутск приехал новый губернатор, причем тоже с генеральскими погонами. Ну как тут не вспомнить ту давнюю – девятнадцатого века - историю. Многие журналисты стали искать различные пересечения и переплетения судеб.

Мне же понравилась одна из первых инициатив, которые предложена Игорем Кобзевым. Иркутск может стать «Городом трудовой доблести».

Конечно, главных городов у нас двенадцать. Это городе-герои, которые получили такое почетное звание за героическую оборону в годы Великой Отечественной войны. На территории современных государств России, Украины и Беларуси таких городов двенадцать и одна крепость (Москва, Петербург-Ленинград, Волгоград-Сталинград, Мурманск, Смоленск, Новороссийск, Тула, Севастополь, Керчь, Минск, Киев, Одесса, Брестская крепость). Кроме того, в России есть города воинской славы. За двенадцать лет, с 2007 года, таких городов 45. В списке есть три города на Дальнем Востоке – Владивосток, Хабаровск и Петропавловск-Камчатский. В Сибири ни одного. И вот недавно Владимир Путин выступил с инициативой о том, чтобы в стране появится почетное звание «Город трудовой доблести». 14 декабря президент направил законопроект депутатам, и то, что они примут такой закон в год 75-летия Победы, нет никаких сомнений. И то, что в вписке таких городов будут сибирские города, никаких сомнений нет. Только кто из городов проявит быстрее инициативу – это другой вопрос.

Именно сибирские города спасали советскую экономику в годы войну, поскольку сюда были перебазированы крупнейшие предприятия с западной части страны. Вспомним, Иркутский авиазавод выпустило почти 2 200 самолетов, в том числе, 730 пикирующих бомбардировщиков Пе‑2, 134 дальних истребителя Пе‑3бис, 919 дальних бомбардировщиков Ил‑4, 391 дальний бомбардировщик Ер‑2, четыре самолета особого назначения Ер‑2ОН. Во время войны на заводе ежедневно собирали по 1-2 самолета, а к середине 1942 года темп выпуска бомбардировщиков Пе‑2 доходил до пяти машин в сутки. Специально созданный минный цех работал круглосуточно, без выходных, выпуская до 1000 мин в сутки. Родина высоко оценила труд иркутских авиастроителей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1945 года за образцовое выполнение заданий по производству боевых самолетов работники ордена Ленина и Трудового Красного Знамени завода № 39 наркомата авиационной промышленности награждены 191 человек: орденом Ленина - 5 человек, орденом Отечественной войны II степени - 40, орденом Трудового Красного Знамени - 16, орденом Красной Звезды - 18, орденом «Знак Почета» - 31, медалью «За трудовую доблесть» - 41, медалью «За трудовое отличие» - 40. Главный инженер завода Кирилл Петров был отмечен орденом Отечественной войны I степени, директор завода Виктор Абрамов - орденом Кутузова II степени.

Или Иркутский завод тяжелого машиностроения имени В. В. Куйбышева. 3 776 работников завода награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и 466 человек - орденами и медалями других достоинств за боевые и трудовые подвиги во время войны. Решением Государственного Комитета Обороны заводу оставлено на вечное хранение переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата тяжелого машиностроения.

А вспомним только что снесенную на берегу Ангары чаепрессовочную фабрику. Чай из Иркутска уходил на весь фронт. А еще слюдяная, швейная, макаронная, обувная фабрики, выполнявшие более 200% плана. В Иркутск из Одессы приехали швейная фабрика им. Воровского, фабрика головных уборов, модельная мастерская, из Смоленска – швейная фабрика, из Днепропетровска - обувная фабрика, из Серпухова - хромовый завод, из города Саки (Крым) - хлорный цех. Это оборудование, люди.

Отдельный блок – железнодорожники ВСЖД. На фронт ушли девять тысяч железнодорожников. Грузопоток увеличился в три раза. Только с апреля по октябрь 1945 года было транспортировано 1,5 млн военнослужащих, 26 тысяч орудий и минометов, 5,5 тыс. танков и 3,5 тыс. самолетов.

Только за это короткое перечисление Иркутск может стать «Городом трудовой доблести». Это будет для тех, кто жил на работе, пахал в три смены и сохранил в себе память. Инициатива Кобзева, надеюсь, найдет свое продолжение. 

Наверное, заключительная колонка «Среда Петрова» в 2019 году должна была быть другой. Но мне показалось, что она должна быть про иркутянина, человека-труженика. Обычного мужика-работягу, или молоденькую девочку, у которой украли юность и первую любовь, или женщину, которая потеряла мужа на фронте, или подростка, у которого все руки в мозолях. Впереди их ждала победа, салют, праздники, некоторых – красивая и счастливая жизнь с новогодними подарками и добрыми пожеланиями.

                                                      Алексей Петров, историк

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

25.12.2019


Новости партнеров