Новости

далее...

Рекомендуем посетить

Наличники Иркутска на выставке

Персональная фотовыставка Ярослава Шиллера «Panta rhei - наличники Иркутска» начинает свою работу в Арт-галерее «DiaS»
далее...

Прямая речь

далее...

Нескучная жизнь

Говорит и показывает «Молчановка»: фотовыставка Марины Свининой

Фотовыставка Марины Свининой «Грань миров» открылась в библиотеке им. Молчанова-Сибирского 14 января и продлится до 26 февраля. Выставку посетил специальный обозреватель «Глагола» Владимир Демчиков. И рассказал и о выставке, и о самой Марине.

Марина Свинина – одна из самых известных в Иркутске девушек-фотографов и фотохудожниц. В каком-то смысле она у нас тут ассоциируется со словом «фотограф» так же, как со словом «поэт» ассоциируется Пушкин. Скажешь «фотограф…» - и тут же всплывает «…Марина Свинина».

Этому есть по крайней мере одно объяснение, лежащее вне области вкусовых предпочтений: Марина Свинина очень много, даже исступленно работает, она из наиболее часто выставляющихся фотографов Иркутска, всего на ее счету более сорока персональных выставок. Причем выставляется Свинина не только в Иркутске, но и в других городах и даже странах (об этом можно прочесть на выставке)

Выставка называется «Грань миров». Вряд ли Марина Свинина имела в виду игру World of Warcraft (где можно создать эту самую «грань миров»), скорее всего, в названии Марина попыталась обозначить некую рамку, внутри которой располагаются все представленные на выставке работы (их несколько десятков). И слово «грань», мне кажется, здесь употреблено в значении «граница», «то, что отделает одно от другого». Во всех ее фотографиях можно увидеть ту самая «грань» между какими-то «мирами», которую Марина чаще всего пытается не столько увидеть, сколько именно создать (так что не случайно я вспомнил World of Warcraft). 

Почти все модели Марины Свининой – девушки (всего две фотографии на выставки - с юношей, и еще одна – с моделью-девушкой и тремя мальчишками). Марину интересуют даже не столько девушки, сколько именно девичья пластика, причем даже не пластика движения, а, скорее, пластика покоя. Девушки у Марины Свининой почти всегда искусственно-естественны: они играют с воздушными шарами, бродят в каких-то хитонах по краю воды, ходят по обычным улицам в балетных одеждах и пуантах, стоят среди грубых камней или в лесу, сидят на обломках кораблекрушения… Кажется, что наш грубый и довольно безжизненный материальный мир оживает, только если в него поместить женщину, то есть саму естественность и саму жизнь. И даже ангельские крылышки, которые традиционно виднеются за спиной девушек Марины Свининой, не слишком мешают считывать этот ее традиционный месседж. Хотя мне, например, и не особенно помогают.

Мне кажется, у придуманного Мариной Свининой хода (с помещением нежных девушек с крылышками и на пуантах в какую-то грубую фактурную среду) есть, наряду с достоинствами, и свои недостатки: все-таки постановочная фотография, сюжет которой придуман художником, это рискованный жанр. Мне, например, среди всех фотографий Марины Свининой, только две понравились безоговорочно. На одной из них на переднем плане сидят на земле и смотрят на балерину какие-то маленькие девчонки, на другой – три паренька смотрят на ту же самую балерину, сидящую на городской лавочке. 

То есть стоило художнику добавить в свою сюжетную конструкцию какой-то случайный элемент (заинтересовавшихся съемками ребятишек) и вписать его в свою работу – фотография сразу оживает. Мне показалось, что в этом направлении (тут можно вспомнить постановочные «естественные» фотографии Робера Дуано и других классиков) у Марины вообще может получиться много интересного: она в этих двух фотографиях показала, что обладает достаточном профессионализмом и виртуозностью, чтобы мастерски режиссировать и снимать даже случайные и неожиданные сюжеты.

26.01.2015