Фантазии шаманского мира

26 ноября 2020

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы будем погружаться в мир искусства и знакомиться с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Чем хороши персональные выставки – можно наиболее полно увидеть творческий путь одного художника. На персональной выставке «Лики бытия» в галерее сибирского искусства замечательный график Маргарита Марцинечко раскрыла перед зрителями свой многогранный талант. Сюжеты её работ разнообразны: от реалистических натюрмортов до метафизических размышлений на темы мироздания.

Маргарита - художник, который работает много и продуктивно. На её счету более сотни выставок: от городских и региональных до всероссийских и международных. Её графика была представлена во Вьетнаме, Монголии, Корее, а также Москве, Новосибирске, Красноярске, Томске. Маргарита Геннадьевна и её творения - частые гости в музеях и галереях Иркутска и Иркутской области. Художник, преподаватель, искусствовед, дизайнер. Смежные дисциплины значительно расширяют и дополняют кругозор художницы.

Однако из всего многообразия работ с первых минут осмотра выставки притягивает взгляд серия графических листов, посвященная шаманам.  Тема прямо скажем, пронизывающая всё окружающее нас пространство с очень давних времен. Живя у Байкала, нельзя не пропитаться этой особой  атмосферой, прочувствовать всю мощь природы, её одухотворенность, сакральность. Большим подспорьем в разработке графической серии для  Маргариты являлся местный фольклор – легенды и мифы о Байкале, сибирские сказки.

Мир шаманских образов у художницы претерпевает изменения: он по-иному интерпретируется. Классические сюжеты преображаются под воздействием фантазии автора и создают уже своё особое измерение, в котором и существуют.  Декоративность и стилизованность образов только усиливает глубину восприятия и подчёркивает внутреннюю динамику композиций. Знакомые имена Байкала, Ангары, Енисея подчас выражены в неожиданных сюжетах, ракурсах, моментах.  Это одно из описаний нашего культурного и исторического кода, и таким он видится в XXI веке через призму восприятия художницы. Природа одухотворена: она готова к взаимодействию с людьми, но только на условиях гармонии и мира, а не варварского отношения к себе. Иначе не стоит забывать о её мощи и суровости. Многие, кто стоял на берегу Байкала, с удивлением задавали себе вопрос: как можно называть это «славное море» всего лишь озером?

Посредником между людьми и силами природы раньше выступал шаман. Сейчас человечество во многом утратило эти навыки, скатившись к банальному потребительскому отношению, если не сказать уничтожению своей среды обитания. Возможно, произведения искусства на такую тематику – это и есть посыл от духов природы и шаманов, тот язык, на котором они ещё пробуют достучаться до людей.

                                           Мария Моженкова, искусствовед

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также