Издательство «МИФ»

"Золотой орел" с Натальей Меркуловой

27 января состоялась XV церемония вручения кинопремии Национальной академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел». В категории «Лучший фильм» премию получила кинолента «Салют-7» режиссера Клима Шипенко. Одним из авторов сценария фильма является экс-иркутянка Наталья Меркулова, член жюри Байкальского фестиваля региональных фильмов, и интервью с которой недавно публиковал "Глагол". На шестой минуте ролика Наталье Меркуловой и ее соавтору по сценарию Алексею Чупину выразили благодарность со сцены первого павильона "Мосфильма". 

Вчера вечером Наталья написала в инстаграме: Поздравляю @alexchupov и всю команду «Салют-7» с премией «Золотой орёл» за лучший фильм года❤️, выставив вот такое сердечко. 

Некоторое время назад "Медуза" так писала о будущем фильме - победителе:

«Салют-7» показывает страну и мир двадцать лет спустя. Авария на станции «Салют-7» кажется зловещей параллелью с грядущим распадом СССР, которую подстроили не авторы сценария, но сама история. Мотивация у персонажей другая. Они летят в космос не для того, чтобы победить в каком-то виртуальном состязании, а чтобы исправить неполадки. Настрой деловой, житейский, не героический. 

В «Салюте-7» герои далеки от безупречности. Они противоречат начальству, ругаются друг с другом, пьют запрещенную в космосе водку и носят идиотские вязаные шапочки, которые спасают их в решающий момент. На подвиг их толкает, скорее, молодецкая удаль и чисто русская любовь к свершению чего-то немыслимого «на слабо». Родина, меж тем, готова избавиться от них, сбив станцию ракетой (лишь чудом удается избежать такого исхода). 

«Салют-7» куда больше похож на фантастическое кино. Его пролог — прямая аллюзия на «Гравитацию»; в финале этого пролога лицо героя Владимира Вдовиченкова заливает неземной свет — и потом он сообщает врачу, что увидел ангелов. Это недвусмысленная заявка на отказ от прямолинейного реализма. Мужественный Вдовиченков играет вымышленного командира экипажа Владимира Федорова (а не прототипа - Владимира Джанибекова), Павел Деревянко - фактурного и трогательного Виктора Алехина (а не реального Виктора Савиных). Возможно, это развязало руки технической команде при съемках космических сцен - впечатляющих и небывалых. Оператором этих эпизодов был Сергей Астахов, снимавший лучшие фильмы Алексея Балабанова. 

Герои «Салюта-7» даже в трагических ситуациях не перестают шутить. Монументальная аллюзия на ключевую сцену «Армагеддона» Майла Бэя (помните, как космонавт Андропов там устранял неполадку на космическом корабле?) и включение в саундтрек песен «Землян» и Аллы Пугачевой - тоже своеобразные шутки.

В одном из интервью Наталья Меркулова рассказала о рождении сценария фильма: Шла работа над документальным фильмом, но поступило предложение поработать над сценарием для блокбастера. Это был для нас вызов, потому что мы все же гуманитарии, а здесь нужно писать о космосе, где очень важны технические детали. Нас консультировал профессионал, журналист в космической отрасли – Алексей Самолетов. Для того, чтобы точно описывать события, которые происходят по линии развития сюжета, нам пришлось пройти специальный курс физики.

В космосе нет права на ошибку и нет возможности надеяться на быструю помощь. Это на Земле можно позвонить мужу и сказать: "дорогой, приезжай, у меня закончился бензин". В космосе такой вариант невозможен. Даже технически корабли в единичном экземпляре, и чтобы подготовить этот экземпляр нужно время. Наши герои могли рассчитывать только сами на себя.

Мы, в принципе, могли оставить их фамилии, но есть ряд нюансов. Это все же художественный фильм, а не документальный, а, значит, он строится несколько по иным жанрам. Для того, чтобы усилить сюжет мы ввели в историю пожар на корабле, хотя на самом деле на "Салюте-7" его не было...Если посмотреть с космической точки зрения, то мы врем, но для того, чтобы позволить себе возможность остросюжетных ходов – для этого нам и нужно было изменить имена. Но героизм и подвиг наших космонавтов подлинный.

Впервые был показан героизм жен космонавтов, но не так много, как хотелось бы. Я мечтала прописать психологическую линию, и показать, насколько сильны "тылы" наших героев, и именно поэтому они такие мужчины...Впрочем, в начале фильма мы показали и тот момент, что космос не только для мужчины, но и для женщины, и где бы она ни была, она всегда будет говорить о любви. Конечно, этот момент мы художественно приукрасили, но мы допускаем, что космонавты могут говорить о чем угодно.

Сейчас профессия космонавта стала обыденной. Невероятно, но это факт. Для меня работа над сценарием "Салюта-7" это не просто работа над фильмом о космосе. Это фильм про людей, которые классно делают свою работу. Владимир Джанибеков и Виктор Савиных для новой России не столь широко известные имена. Они талантливые люди. И на самом деле хотелось рассказать о них, как о невероятно крутых людях.

Наталья Меркулова получила всероссийскую известность в 2013 году как режиссер фильма «Интимные места», который принес ей приз "За лучший дебют" на российском фестивале "Кинотавр", спецприз за оригинальный сценарий на международном кинофестиле "Темные ночи" в Таллинне, премию "Белый слон" Гильдии киноведов и кинокритиков России. Наталья также была номинантом премии "Ника" в 2014 году. 

Фото из социальной сети Facebook


Aliexpress WW

27.01.2018

Киноразговоры