Издательство «МИФ»

Экспедиция «Байкал-Аляска»: связать вместе 200 лет

26 августа в Ситке (Аляска) завершилась экспедиция «Байкал-Аляска», которая в этом году прошла при поддержке Информационного центра ООН в Москве. Экспедиция сконцентрировалась на четырнадцатой цели ООН в области устойчивого развития - сохранение морских экосистем: сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов и во время первого этапа провела мониторинг океанских вод по маршруту на предмет наличия пластика. Сегодня об историко-географической экспедиции мы говорим с одним из организаторов и участником экспедиции Анной Важениной.

Возродить великую историю  

 - Анна, как появилась идея такой экспедиции?

 - Идея появилась у иркутского предпринимателя Анатолия Казакевича семь лет назад после того, как он занялся изучением истории предшественников – сибирских купцов, которые делали проекты, охватывающие территорию от Енисея до Аляски и создали Русско-Американскую кампанию - одно из самых неординарных и мощных предприятий в мировой истории с главным офисом в Иркутске. Ее участники первыми освоили Аляску, основали в Калифорнии русское поселение Форт-Росс.

В XVIII–XIX веках внимание многих иркутских купцов-промысловиков концентрировалось на исследовании земель на востоке – около двадцати династий Иркутска снаряжали походы на побережье Тихого океана. В тот период именно наш город стал тем плацдармом, с которого брали старт купеческие экспедиции, шедшие на освоение американского континента.

В 1748 году, после второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга, право монопольного использования пушных богатств на Командорских островах получил иркутский купец Емельян Югов. Пятью годами ранее там же начал свой промысел иркутянин, торговец и мореход, Никифор Трапезников. Он организовал к этому побережью 22 экспедиции, что составило пятую часть всех походов сибирских промышленников. Во время экспедиций были сделаны открытия многих островов Алеутской гряды, даны их описания.

В 1761 году судно «Св. Гавриил», снаряженное Иваном Бечевиным, одним из самых богатых иркутян, впервые достигло американского материка. В память о том плавании на русских картах Аляски появился залив, названный именем Бечевина. Отмечу, что наша экспедиция побывала в этом заливе. 

Купцы из Иркутска, преодолевая 9 000 км, организовывали экспедиции для спасения путешественников в Беринговом море. Иркутяне возили лед из Аляски на продажу в Калифорнию. Первые крупные состояния в Сибири сложились в результате промысловых экспедиций сибиряков на Камчатку, Алеутские острова и на Аляску. За год иркутские купцы проходили торговый маршрут Иркутск - Аляска - Иркутск - Китай - Иркутск - Москва - Иркутск и зарабатывали до 500 %! Всего за время своего существования компания провела 25 морских экспедиций.

Как выяснилось, по пути тех первопроходцев более 150 лет не было никаких экспедиций, и Анатолий решил повторить их путь, организовав историко-географическую экспедицию.  Одними из главных целей историко-географической экспедиции «Байкал-Аляска» было пройти по пути иркутских купцов-первопроходцев, показать возможности сотрудничества между регионами по нитке маршрута, между странами. Показать красоту первозданной природы. Собрать материал для документального фильма, фотокниги, путеводителя, чтобы пробудить у тех, кто будет узнавать об экспедиции, интерес к путешествиям, исследованиям географии, истории, культуры. Возродить интерес к истории Сибири, Дальнего Востока, Аляски, экспедициям, которые организовывали сибирские купцы. Добыть новые факты для историков и всех специалистов, которые занимаются изучением Севера.

Семь лет большого пути

- Как проходила подготовка к экспедиции?

-  Проекту семь лет, первые годы были посвящены разработке маршрута, тщательному изучению истории, мозговым штурмам, встречам с историками и экспертами, выбору судна для прохождения этого одного из самых диких и уединенных маршрутов в мире. Проведена большая работа в архивах, музеях, чтобы восстановить все детали исторического маршрута, изучить современные возможности его прохождения. 

В 2016 году прошла разведка маршрута. А 30 мая 2017 года из Иркутска стартовала официальная экспедиция. В первый год был пройден путь до Петропавловска-Камчатского, где катамаран был разобран и оставлен на зимовку. 17 июня 2018 года экспедиция продолжилась: вдоль Камчатки, Чукотки, от Провидения до Нома через Берингово море, вдоль берегов Аляски, Алеутских островов. Мы  финишировали в Хомере на Аляске, зафиксировав пройденное расстояние: 13 422 км. Маршрут экспедиции пересек семь российских регионов и прошел вдоль самого большого штата США.  

На протяжении всего пути участники экспедиции встречались с местными жителями, искали потомков первопроходцев, посещали музеи, предприятия, чтобы узнать как можно больше информации о современном состоянии мест, по которым передвигались купцы-первопроходцы. Собирали экспонаты, связанные с местами по нитке маршрута. Проводили видеосъемки для будущего документального фильма об экспедиции. Выступали с лекциями об истории Российско-Американской компании.

- Вы упомянули о судне для экспедиции. Что было выбрано?

- Весь водный путь между двумя континентами был проделан на специально сделанном для экспедиции парусно-моторном, сборно-разборном катамаране океанского класса «Искатель». Он был заказан у путешественника и изготовителя таких судов Анатолия Кулика из Новосибирска. Такой катамаран был сделан специально для «Байкал-Аляски» под ее требования. Особая конструкция катамарана позволила реализовать все планы экспедиции. Например, так как катамаран имеет маленькую осадку (всего 10 см), а также еще некоторые специфические характеристики, удалось побывать в местах, куда не ступала нога человека: куда нельзя добраться по суше, сесть на вертолете, дойти на лодке. В этих местах сделаны уникальные съемки для фильма: съемки дикой природы  - на территории Дальнего Востока, собраны исторические и культурные данные, связанные с обычаями и традициями, в деревнях вдоль западного побережья Аляски, где участники экспедиции стали первыми иностранцами за всю историю поселений, а катамаран «Искатель» - первым парусным судном, так как никакое другое не смогло бы зайти туда из-за особенностей рельефа дня.

Жизнь на катамаране протекала на площади 12,5 на 7,5 метров, где умещались палатка, камбуз, гальюн и оставалось достаточно свободного места для удобной жизни от двух до шести человек. Все испытания суровыми условиями этот верный помощник экспедиции выдержал с честью.

- Что Вас лично больше всего удивило во время экспедиции?

- То, что путешественников, которые отправляются вот в такие вот рискованные экспедиции, встречают так же искренне с интересом, как много-много лет назад, все то, что мы читаем в книгах, все есть на самом деле, есть до сих пор. Завидя нас в портах и деревеньках, приглашали в каждый рыбацкий домик и на корабль, усаживали за стол, угощали рыбой и местными блюдами («На надувном катамаране? Из Сибири? Да вы сумасшедшие!"). А узнав, что мы идём из России, начинают истории о том, как связаны с нашей страной. Удивительно, но так происходило на Аляске везде, где бы мы ни оказались. В жизни каждого тат - капитана судна, который пригласил выйти с ним проверять сеть, смотрителя порта, работника баржи - обязательно есть или русский родственник, или что-то, из-за чего он приветливо оживлялся, услышав о стране старта экспедиции («Как Вас зовут?». «Миша!» «А здесь - Майкл?». «Да нет же, Миша, да, так по-русски и зовут, я знаю»).

Внимание к вопросам экологии

- В этом году экспедиция поддержала четырнадцатую цель ООН в области устойчивого развития - сохранение морских экосистем: сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов - элемент устойчивого развития. Почему это было важным для вас?
- Весь путь экспедиции прошел по воде, по уникальным местам планеты – по озеру Байкал, самому глубокому в мире, относящемуся ко всемирному наследию и находящемуся под охраной ЮНЕСКО. Реке Лена, на которой расположены также объекты под защитой ЮНЕСКО - Ленские столбы. Охотскому и Беринговому морям, Тихому океану. Участники смогли наблюдать великолепие первозданной природы, наслаждаться ее красотой, вдохновляться мощью природы. Безусловно, когда живешь несколько недель среди дикой природы, встречаешь в океане рассветы и закаты, управляешь катамараном, а рядом мчатся стаи дельфинов, потом их сменяют киты, тебя переполняют эмоции и желание сделать все возможное, чтобы сохранить эту хрупкую красоту. Поэтому мы, конечно, поддержали цель ООН по сохранению водных ресурсов.
Во время первого этапа этого года в составе экипажа была Наталья Еремеева, руководитель иркутского благотворительного фонда «Сохрани планере жизнь», которая занимается экологическими проектами. Она каждый день проводила экологический мониторинг состояния прибрежных вод (катамаран идет на расстоянии 10-15 км от берега) на отрезках от Хомера до Кадьяка, потом от Кадьяка до Сьюарда и далее до залива принца Уэльского.  К сожалению, и на берегу, и в воде пластик был обнаружен.     

Пересечение многих миссий

- Каковы главные итоги экспедиции?

- В результате экспедиции доказано, что в современном мире можно пройти по воде (за исключением пересечения двух коротких участков-хребтов) от Байкала до Аляски по маршруту первооткрывателей – одному из самых диких и уединенных в мире. И сделать это на надувном парусном катамаране. Подтверждено на собственном опыте, что Охотское и Берингово моря можно пересечь на судне такого класса. Собран уникальный фото-, видео-, текстовый материал для книги об экспедиции, путеводителя по нитке маршрута, сериала и документального фильма, которые выйдут на русском и английском языках. В частности, экспедиция побывала в бухтах, проливах, на островах, названных в честь купцов-первопроходцев, встречалась с местными жителями и проводила экскурсии на катамаран и лекции об истории развития мореплавания из России на Аляску.

Экспедиция объединила огромное количество людей в России и Америке, которые поддержали ее и помогали ей. Теперь настоящие друзья «Байкал-Аляски» есть во всех городах, деревнях и поселках, где она побывала. Со всеми ними поддерживаются теплые отношения, с некоторыми планируются дальнейшие культурные исторические проекты, которые помогут укреплять сотрудничество.

По всему маршруту собраны уникальные экспонаты для музея «Байкал-Аляска». Часть экспонатов будет представлена на выставке в Иркутском краеведческом музее, которая пройдет в рамках мероприятий в честь 220-летия Российско-американской компании.  

Выполнена духовная миссия: из родного села святителя Иннокентия Анга доставлена земля и специальная сделанная для этой миссии икона в храм на острове Кадьяк, где Григорий Шелихов основал первое русское поселение в Америке.

Факты о «Байкал-Аляске»: 

Семь лет прошло с момента появления идеи до финиша в Анкоридже.

15 470 км было пройдено за три лета на катамаране «Искатель» от Иркутска до Аляски.

45 человек стали членами экипажей во время разведки маршрута и самой экспедиции.

Семь регионов России пересекла нитка маршрута.

«Байкал-Аляска» - лауреат премии «Серебряный Лучник-США» в номинации «Международные коммуникации».

Фото Михаила Петрова


Aliexpress WW

27.08.2019