Издательство «МИФ»

Среда Петрова № 15 (105)

Мы очень любим праздновать какие-то юбилеи. Причем они, конечно, не заканчиваются на 25 или 50. У нас сейчас юбилей – каждые пять лет. Вот, например, в этом году 220 лет предместью Рабочее. Чем не юбилей? Хотя на «Прогулке по старому Иркутску» я предложил включить в тот же ряд 190-летие первого моста через Ушакову. Жители предместью захлопали в ладоши.

Я тоже решил написать про один юбилей, который никто не отпразднует, кроме меня. 19-20 августа 1899 года у аптеки Василия Жарникова по улице Большой делали асфальтовый тротуар, что, по словам летописца Нита Романова, стало новинкой для Иркутска. Так что, друзья, мы сможем отметить 120-летие появления первого асфальта в нашем любимом городе.

Первое асфальтирование улиц известно из Парижа в 1839 году. Интересно, отмечают ли французы 180-летний юбилей в этом году. В России первый асфальтовый завод появился в 1873 году, а ранее завозился из-за границы. Разрешение на приготовление асфальта, как писали еще в 1880 году «Иркутские губернские ведомости», выходило из пределов власти городских управ. Это же самое они повторяли и в 1902 году. Наверное, чтобы иркутские власти расслабились и просто не думали об этом. За это «отвечал» хозяйственный департамент министерства внутренних дел императорской России. Поэтому асфальт встречался в иркутских газетах не применимо к нашим улицам, а, в основном, в рассказах о больших городах или художественной литературе.

«По мокрому асфальту улицы большого города плелся старик-шарманщик, низко согнувшись и едва передвигая ноги». Это опять «Иркутские губернские ведомости», 1904 год. Как вы понимаете, это не Иркутск. Но все-таки с 1904 года асфальта стали завозить в Иркутск. Так, три тысячи пудов доставлено в конце летних дней частного груза на станцию Иркутск и отмечено в отчете комитета под председательством иркутского губернатора И. П. Моллериуса.

Котлы для варки асфальта встречались в записях управления Забайкальской железной дороги начала прошлого века. Особенно интересно читать о них как о невостребованном грузе и выставленном на аукцион. Видимо кто-то собрался варить асфальт и забыл получить котел на железнодорожной станции.

Варка асфальта в промышленных масштабах началась после 1914 года, а до сибирских городов, конечно, дошла только в советское время. Километр тайги и километр асфальта – величины для пешеходов не равнозначные, и молодым сибирским городам послевоенных комсомольских строев и вовсе повезло, что их асфальтировали сразу целиком. Это помнят те, кто начинал строить Ангарск, Братск и Шелехов. В 1956 году одним из самых популярных фильмов стал бразильский «Там, где кончается асфальт», дублированный на киностудии М. Горького. Как будто городские власти посмотрели фильм и сразу же бросились приводит в порядок улицы Вузовская Набережная (сейчас бульвар Гагарина), Седова, Володарского, 25 Октября, баррикад и последние кусочки на Карла Маркса. Как говорится, не прошло и полвека.

Массовое асфальтирование улиц в Иркутске было произведено к 300-летию города. В 1960-1961 годах на это были выделены значительные средства. Тогда впервые асфальт увидели жители улиц Рабочего штаба, все Советские, Депутатская, Байкальская.  

Еще и сады не проснулись,

Еще над асфальтом дорог,

Над утренней ранью улиц

Плывет голубой холодок.

Мы принципиально упустили истории с улицей Карла Либкнехта, потому что это особая часть городской жизни, которая требует отдельного изучения. Скажем только, что в 1947 году ее уже копали – перекапывали, словно зная, что и спустя семьдесят лет это имя одним из самых упоминаемых в обыденной жизни горожан.

А что же с Жарниковской аптекой? Да работает она до сих пор, несмотря на все политические катаклизмы, революции и развалы страны. Старожилы ее так и называют до сих пор по фамилии основателя. Кстати, летом этого года мы незаслуженно не вспомнили Василия Васильевича, ведь 20 июля было ровно сто лет как он ушел от нас и был захоронен на Иерусалимском кладбище. Поэтому мы не просто вспомнили его, а решили отдать дань памяти пусть и таким образом, «завернув» все его заслуги перед Иркутском в асфальт. Зато это был первый асфальт, к которому еще можно возвращаться и возвращаться. Такая она, среда Петрова.

Алексей Петров, историк, житель Иркутска


28.08.2019


Новости партнеров

Среда Петрова

Романтика Второго Иркутска: голубевод Владимир Колодкин о любимых птицах

Уроженцу Киренска, популярному актеру Леониду Кулагину - 80 лет!

Да Бохан их знает: юные КВНщики из бурятского поселка приняли участие в телепроекте

На всем пространстве СНГ оказалось два мужика - Лукашенко и Боровский

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

Юбилей актрисы Тамары Панасюк

Тайшетские школьники нарисовали победу

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»