Издательство «МИФ»

Среда Петрова № 15 (105)

Мы очень любим праздновать какие-то юбилеи. Причем они, конечно, не заканчиваются на 25 или 50. У нас сейчас юбилей – каждые пять лет. Вот, например, в этом году 220 лет предместью Рабочее. Чем не юбилей? Хотя на «Прогулке по старому Иркутску» я предложил включить в тот же ряд 190-летие первого моста через Ушакову. Жители предместью захлопали в ладоши.

Я тоже решил написать про один юбилей, который никто не отпразднует, кроме меня. 19-20 августа 1899 года у аптеки Василия Жарникова по улице Большой делали асфальтовый тротуар, что, по словам летописца Нита Романова, стало новинкой для Иркутска. Так что, друзья, мы сможем отметить 120-летие появления первого асфальта в нашем любимом городе.

Первое асфальтирование улиц известно из Парижа в 1839 году. Интересно, отмечают ли французы 180-летний юбилей в этом году. В России первый асфальтовый завод появился в 1873 году, а ранее завозился из-за границы. Разрешение на приготовление асфальта, как писали еще в 1880 году «Иркутские губернские ведомости», выходило из пределов власти городских управ. Это же самое они повторяли и в 1902 году. Наверное, чтобы иркутские власти расслабились и просто не думали об этом. За это «отвечал» хозяйственный департамент министерства внутренних дел императорской России. Поэтому асфальт встречался в иркутских газетах не применимо к нашим улицам, а, в основном, в рассказах о больших городах или художественной литературе.

«По мокрому асфальту улицы большого города плелся старик-шарманщик, низко согнувшись и едва передвигая ноги». Это опять «Иркутские губернские ведомости», 1904 год. Как вы понимаете, это не Иркутск. Но все-таки с 1904 года асфальта стали завозить в Иркутск. Так, три тысячи пудов доставлено в конце летних дней частного груза на станцию Иркутск и отмечено в отчете комитета под председательством иркутского губернатора И. П. Моллериуса.

Котлы для варки асфальта встречались в записях управления Забайкальской железной дороги начала прошлого века. Особенно интересно читать о них как о невостребованном грузе и выставленном на аукцион. Видимо кто-то собрался варить асфальт и забыл получить котел на железнодорожной станции.

Варка асфальта в промышленных масштабах началась после 1914 года, а до сибирских городов, конечно, дошла только в советское время. Километр тайги и километр асфальта – величины для пешеходов не равнозначные, и молодым сибирским городам послевоенных комсомольских строев и вовсе повезло, что их асфальтировали сразу целиком. Это помнят те, кто начинал строить Ангарск, Братск и Шелехов. В 1956 году одним из самых популярных фильмов стал бразильский «Там, где кончается асфальт», дублированный на киностудии М. Горького. Как будто городские власти посмотрели фильм и сразу же бросились приводит в порядок улицы Вузовская Набережная (сейчас бульвар Гагарина), Седова, Володарского, 25 Октября, баррикад и последние кусочки на Карла Маркса. Как говорится, не прошло и полвека.

Массовое асфальтирование улиц в Иркутске было произведено к 300-летию города. В 1960-1961 годах на это были выделены значительные средства. Тогда впервые асфальт увидели жители улиц Рабочего штаба, все Советские, Депутатская, Байкальская.  

Еще и сады не проснулись,

Еще над асфальтом дорог,

Над утренней ранью улиц

Плывет голубой холодок.

Мы принципиально упустили истории с улицей Карла Либкнехта, потому что это особая часть городской жизни, которая требует отдельного изучения. Скажем только, что в 1947 году ее уже копали – перекапывали, словно зная, что и спустя семьдесят лет это имя одним из самых упоминаемых в обыденной жизни горожан.

А что же с Жарниковской аптекой? Да работает она до сих пор, несмотря на все политические катаклизмы, революции и развалы страны. Старожилы ее так и называют до сих пор по фамилии основателя. Кстати, летом этого года мы незаслуженно не вспомнили Василия Васильевича, ведь 20 июля было ровно сто лет как он ушел от нас и был захоронен на Иерусалимском кладбище. Поэтому мы не просто вспомнили его, а решили отдать дань памяти пусть и таким образом, «завернув» все его заслуги перед Иркутском в асфальт. Зато это был первый асфальт, к которому еще можно возвращаться и возвращаться. Такая она, среда Петрова.

Алексей Петров, историк, житель Иркутска


Aliexpress WW

28.08.2019

Среда Петрова