А музы не могли молчать…

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомимся с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

«Когда говорят пушки, музы молчат», – так утверждает поговорка, созданная на основе древнеримского изречения из речи Марка Туллия Цицерона. Но как показывает опыт (страшный опыт двадцатого века), искусство в военное время становится не менее мощным оружием, поддерживая дух народа и вселяя веру в Победу. В преддверие празднования 9 мая в стенах галереи сибирского искусства начинает работу выставка «Плакат Победы. 80 лет иркутской мастерской окон ТАСС».

В экспозиции представлено около тридцати плакатов «агитокон ТАСС», дополненные живописными портретами их авторов. Выполненные лаконичным и хлестким языком плаката, они наглядно демонстрируют искусство военного времени, сильную волю народа перед лицом врага. Не только солдаты на передовой, но и иркутские художники в тылу создавали произведения, которые сейчас повествуют о тех страшных временах языком сатиры и воссоздают атмосферу сурового времени.

Плакаты создавались в тяжелейших условиях, при отсутствии необходимых материалов и неудобств, в тесных неблагоустроенных рабочих помещениях, где художники работали в несколько смен. К боевой группе мастеров изобразительного искусства вскоре присоединились и иркутские поэты, обогащая плакаты своими стихами, тем самым делая их острее и выразительнее.

Иркутская мастерская «Окон ТАСС» была организована в сентябре 1941 год. Возглавил ее эвакуированный из столицы Давид Штеренберг, разносторонне одаренный мастер – живописец, график, театральный художник. Штеренберг руководил мастерской до апреля 1943 года, когда он возвратился в Москву, оставив своим преемником Александру Рихардовну Мадиссон.

Надо заметить, что несмотря на единство задачи, каждый из художников и в этом виде искусства сформировал собственный авторский почерк. Например, художник Александр Жарков слыл мастером карикатуры. Ему замечательно удавались образы гитлеровцев, изображения которых он доводил практически до гротеска. Самой любимой у художников была тема героики на фронтах войны. Здесь не было равных таким художникам, как Николай Шабалин, Анвар Закиров и погибший на фронте в 1943 году Леонид Залетов. Острым сатириком слыл Григорий Раков: для его манеры характерен меткий лаконичный рисунок, звонкий контрастный цвет. Героике тыла в большинстве своем были посвящены плакаты Александра Руденко и Степана Развозжаева.

Нередко темой для плакатов становились легендарные исторические личности – великие русские полководцы Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Воскрешая героическое прошлое народа, плакаты поднимали боевой дух воинов.

Летом 1944 года была организована большая выставка плакатов «агитокон ТАСС». Во всех витринах магазинов по улице Карла Маркса было выставлено несколько сот оригиналов плакатов. В мае 1945 года вышел последний праздничный номер.

Именно в этих, скромных по современным меркам изображениях, сокрыта одна из духовных ценностей нашего народа: самоотверженность, единство, вера в Победу.

                                                 Мария Моженкова, искусствовед

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

29.04.2021


Новости партнеров