"Прогулки по старому Иркутску" расскажут историю деревни Боково

Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых «Альянс» приглашает вас на уличную встречу десятого, юбилейного, сезона проекта «Прогулки по старому Иркутску». Как и прежде, каждый вторник в 18:00, мы ждем всех желающих познакомиться с историей Иркутска и его жителей в режиме оффлайн. К каждой встрече издается специальная открытка.

Деревушку на берегу Ангары образовал вкладчик Вознесенского монастыря Савва Боков в 1710 году. Через сто лет началась реализация проекта строительства казённых поселений для ссыльных. На удобных для домостроения и земледелия землях, отведённых землемерами, вдоль Московского тракта будут построены десятки деревень. Недалеко от Иркутска будут созданы селения Суховское (28 дворов), Луговское (12 дворов), Боково (12 дворов). В конце XIX века рядом с деревней Боковской была устроена переправа через Ангару, которая для жителей стала источником жизнеобеспечения. «Переправа… совершалась на плашкоутах с большой осторожностью из-за быстрого и сильного течения реки».

1920-е годы на короткое время стали периодом триумфа и взлета Боково. О ней узнает вся страна. Тут на берегу недалеко от деревни приземлились участники перелета по маршруту Москва – Иркутск – Улан-Батор – Пекин, по инициативы обществ «Добролет» и «Авиахим». Это случилось в июне 1925 года.

Газета «Власть труда» о перелете писала: «Ночь с 23 на 24 июня. У всех на душе слегка тревожно. Возле редакции «Власть труда» толпятся люди. Еще с вечера над домами пролетел «Сопвич». Весь город следил за самолетом. Неожиданно у крыла самолета что-то лопнуло и белым дождем полетело вниз. Это были листовки авиахима. Люди хватали их на лету, в листовках сообщалось, что завтра на Боковском аэродроме должна приземлиться группа самолетов, выполняющих перелет Москва – Пекин».

С начала тридцатых годов самолеты будут взлетать с нового иркутского аэродрома. Но еще долгие годы рядом с Боково ОСАВАХИМ готовил молодежь к защите Отечества. От этого времени на память останутся такие городские топонимы как «Парашютка» и «Взлетка».

В течение второй пятилетки в Иркутске было необходимо построить ряд крупных предприятий машиностроительной, авиационной, ремонтной и пищевой промышленности. Осуществление этого комплекса должно было сопровождаться увеличением населения как в районах строительства, так и в районах прилегающих к ним территорий, с повышением жизненного уровня населения. На северо-западной территории намечалось построить крупные авиационный и авторемонтный заводы, мелькомбинат, мясокомбинат, хлебозавод и мыловаренный завод. Строительство авиазавода обусловливалось наличием в районе деревни Боково хорошо оборудованного аэродрома, который после реконструкции мог стать полигоном для испытания самолетов. Но судьба распорядилась иначе.

Во вторник, 4 мая, прогулку «Как Боково могло да не стало международным хабом» проведет кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики Педагогического института ИГУ Лариса Салахова. Начало в 18:00. Встреча участников на остановке общественного транспорта «Боково» (добраться можно на автобусе 28).

Проект «Прогулки по старому Иркутску» поддержан конкурсом социальных проектов «Губернское собрание общественности».

Напомним, что из-за ограничения, связанного с режимом самоизоляции, прогулка будет вестись также в прямом эфире в группе Facebook «Прогулки по старому Иркутску». Всем участникам, которые придут на уличную прогулку, необходимо соблюдать социальную дистанцию и масочный режим.

В других группах проекта «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также на ютуб-канале Petrov.Media, запись прогулки появится на следующий день.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

30.04.2021


Новости партнеров