Издательство «МИФ»

Сегодня Вячеславу Кокорину - 75 лет со дня рождения

30 мая 1944 года, ровно 75 лет назад, в городе Улан-Удэ родился Вячеслав Всеволодович Кокорин, театральный режиссёр, актёр, педагог, режиссер Иркутского театра юного зрителя (1982–1988), заслуженный деятель искусств РФ. 
После школы Вячеслав поступил на актерский факультет в Белорусский театрально-художественный институт. С 1963 по 1966 годы проходил военную службу в авиационных войсках в Закарпатье. В 1966-1967 годах продолжил учебу в институте в Минске, а по его окончанию поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (мастерская профессора Владислава Андрушкевича). В 1975 году окончил Высшие режиссерские курсы в Москве (художественный руководитель курса – режиссер Андрей Гончаров). Работал в театрах Астрахани, Благовещенска Хабаровска, Иркутска, Омска, Вильнюса, Магнитогорска. Был главным режиссером Нижегородского ТЮЗа. 

С 1982 по 1988 был главным режиссером Иркутского театра юного зрителя. Появление Кокорина преобразовало провинциальный ТЮЗ. Шесть лет она работал в Иркутске, за это время сделал провинциальный театр одним из лучших в России. Кто видел его спектакли той поры, никогда не забудет "Сон в летнюю ночь", "Гори, гори, моя звезда", "Высокое напряжение", "Предместье"… Обратите внимание на авторов - только высокая драматургия, только мастера: Шекспир, Платонов, Вампилов, Дунский, Фрид и Митта… Масштабы авторов разные, но всегда живые проблемы, глубокие образы, высокая театральность. В Иркутске это нравилось далеко не всем. Старые театралы помнят скандал вокруг спектакля «Каин» по Байрону. И хотя ставил «Каина» не Вячеслав, а его друг и единомышленник Михаил Бычков, казнили их обоих - словом, безграмотными вопросами и оценками. Обвиняли в оправдании братоубийства, в посягательстве на догматы Библии, попутно выясняли чистоту крови режиссера - мракобесие, приправленное безграмотностью с соусом из антисемитизма.

За свою режиссерскую практику поставил более 100 спектаклей. Спектакль "Гори, гори, моя звезда" в Иркутском театре юного зрителя удостоен Диплома конгресса АССИТЕЖ (1984), имел большой резонанс и был приглашен в ряд зарубежных стран. Спектакль по пьесе А. Вампилова "Предместье" был назван лучшим на Вампиловском фестивале в Иркутске (1987). Спектакль по пьесе Ю. Князева "Коттедж" был поставлен в "Ю. О’Нил центре" (США). 

"Женитьба" Гоголя прочитана Кокориным совершенно по-новому. Подколесина играл народный артист России Виталий Венгер. Его герой был вовсе не перепуганный жизнью обыватель, а… Впрочем, сохранилось свидетельство самого Венгера. Вот что он пишет об этой работе в своей последней книге "Перекрестки судьбы": «Мой (кокоринский) Подколесин ничем не напоминает привычного, напуганного обитателя дивана. Это скорее грустный созерцатель жизни, в котором соединились и сам Гоголь, и его герой… Он никуда не бежит. (Разве можно убежать с планеты, она ведь у нас одна?) Думаю, моему Подколесину подошел бы эпиграф самого Гоголя: «Скучно жить на этом свете, господа!"

Ясно, что артист работает не ради наград, но именно за эту роль Виталий Венгер получил Государственную премию. Работая с Кокориным, Венгер сыграл еще несколько знаковых для себя ролей - прежде всего, Несчастливцева в "Лесе" и профессора Серебрякова в "Дяде Ване". Кстати, в "Лесе" он партнерствовал со своим давним и верным товарищем Виктором Егуновым, который играл Счастливцева. К слову, в выборе именно этих исполнителей тоже проявилось творческое мужество Кокорина - околотеатральные люди шептались, что оба актера «переросли» эти роли по возрасту. Но мастер даже не думал об этом, он был уверен в своем выборе. Выиграли все: режиссер, актеры, но прежде всего зрители.

Вот что писал Виталий Венгер о совместной работе с Кокориным: "Мы долго работали вместе, и это было замечательное совместное творчество… По особенности моей профессии я не ведущий, но ведомый. Тут все дело в том, кто, как и куда ведет. Печально, если ведущий окажется незрячим, если он выбирает дорожку, не зная толком, куда она приведет.

Но даже это не все. Важнее всего высота планки и максимум усилий, которые потребуются для ее преодоления. Бывало и так - понятен путь, результат прогнозируется, но мне он не интересен, потому что не требует предельного напряжения души, творческих мускулов. С Кокориным все по-другому. Его творческий почерк - за высотою высота, планка поднимается все выше. Он не терпит штампов, повторений, всегда отправляется в путь с нулевого километра, и я, искушенный лицедей, с радостью, как мальчишка, поспешаю за ним.

Не раз я определял его как моего Дерсу Узала, который покажет мне все возможные тропинки и дорожки на пути к цели, предостережет от возможных препятствий, завалов, обрывов и ям. Это вовсе не значит, что я иду за ним, слепо доверяя проводнику, этот путь мы проходим вместе, преодолевая все новые и новые этапы - от одной высоты к другой".

Будучи главным режиссером Омского академического театра драмы, поставил "Московские кухни" Ю. Кима. Этот спектакль был удостоен призов на ряде международных фестивалей. С большим успехом была осуществлена постановка спектакля "Ревизор" Н. Гоголя в Кракове (Польша) и "Шантеклер" Э. Ростана во Фрайбурге (Германия). 
В 2001-2006 годы возглавлял Екатеринбургский ТЮЗ. Первый же его спектакль "Каштанка" по пьесе А. П. Чехова принес театру Национальную театральную премию "Золотая маска" и успех на международных фестивалях в России, Эстонии, Польше, Германии, Словении, Австрии, Хорватии, Италии, Великобритании. 
Спектакли режиссера пользовались неизменной любовью зрителей, о чем свидетельствует присуждение Первой премии зрительских симпатий "Седьмая галактика" его спектаклю "Очень простая история". Среди постановок в других театрах, необходимо отметить спектакль "Король умирает" Э. Ионеско, поставленный в Омском академическом театре драмы. Эта постановка была признана лучшим спектаклем 2003 года в Омске и номинировалась на национальную театральную премию "Золотая маска" в трех номинациях. 
Придя в Екатеринбургский ТЮЗ, начал последовательно и планомерно проводить свою программу, в основе которой лежит глубокий неподдельный интерес к современности. Кокорин вместе с заместителем директора театра по творческим вопросам Олегом Лоевским ежегодно организовывал и проводил на базе театра семинары "Молодая режиссура и профессиональный театр" и "Современная европейская драматургия". Еще один проект, придуманный и осуществленный Вячеславом Кокориным в Екатеринбургском ТЮЗе, получил название "Театр за бетонной стеной". В рамках этого проекта представляются спектакли по современной драматургии для зрителей старше восемнадцати лет: острые, полемические, провокационные. Спектакли проекта "Театр за бетонной стеной" получили признание и за пределами Екатеринбурга. Спектакль "Изображая жертву" по пьесе братьев Пресняковых в постановке Кокорина участвовал в фестивале "Новая драма" (Санкт-Петербург, 2004), спектакль "Дембельский поезд" А.Архипова в постановке Олега Гетце был представлен на Международном театральном фестивале "Augenblick mal!" (Германия, Берлин, 2005) и "Радуга" (Санкт-Петербург, 2005), а также стал лауреатом Премии губернатора Свердловской области "За выдающиеся достижения в области литературы и искусства" за 2004 год. 
В 2006 году Кокорин - член жюри национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска».
С 1982 года занимался театральной педагогикой. Его работа со студентами основана на методе Михаила Чехова. Как театральный педагог он проводил мастер-классы во многих городах России, во Франции, Германии, Швейцарии, США, на Кубе, в Сенегале, Польше. В 1993 году организовал "Байкальскую театральную школу" с участием стажеров из России и зарубежья: США, Испании, Японии, Дании, Голландии, Англии, Финляндии, Германии. Участвовал в международных конференциях по методу Михаила Чехова в Москве (1994), Берлине (1996), Нью-Йорке (1998, 1999). 
Преподавал в Екатеринбургском государственном театральном институте. Его студенты принимали участие в репертуарных спектаклях Екатеринбургского ТЮЗа и представляли на сцене свои собственные постановки. Так, его студенты Вячеслав Ямбор и Сергей Монгилев за свою актерскую работу в спектакле "Дембельский поезд" получили приз зрительских симпатий на Международном фестивале "Радуга" (Санкт-Петербург, 2005 г.), были удостоены премии губернатора Свердловской области "За выдающиеся достижения в области литературы и искусства" за 2004 год. В 2006-2017 годы - художественный руководитель Нижегородского ТЮЗа.
Ушел из жизни 5 октября 2017 года. "Глагол" тогда опубликовал тексты Ивана Вырыпаева "На уход мастера" и Сергея Шмидта "Театр одного режиссера". О Вячеславе Кокорине говорил в интервью и Сергей Захарян

Фото Colta.ru


Aliexpress WW

30.05.2019

Театральная жизнь