Издательство «МИФ»

Олег Лоевский: новая драма с трудом пробивается сквозь плотный поток классики

Иркутск весь сентябрь жил театром и новыми премьерами. В городе прошли международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова и международный кинофестиваль "Человек и природа", в рамках которого выездная творческая лаборатория Государственного театра Наций провела работу в Черемховском драматическом театре имени В. П. Гуркина. 

Арт-директор Лаборатории, театральный критик Олег Лоевский рассказал о своем видении театра во время экспертного стола с участием актеров, режиссеров и иркутских журналистов. "Глагол" публикует отрывок дискуссии: 

"Я читаю много пьес, чтобы отобрать из них несколько для последующей работы уже в пространстве театра. Есть несколько основных площадок, на которых проводятся театральные эксперименты. Это Любимовка, где также читают пьесы, отбирают подходящий материал. Есть фестиваль-конкурс драматургии "Ремарка". Есть фестиваль "Евразия", который проводит известный драматург Николай Коляда. И потом, в зависимости от состава труппы, решают, что именно будут ставить. Так как бывает, что труппа состоит из восьми человек, а бывает, что актеров гораздо больше. Здесь все индивидуально. 

В масштабе страны современная драматургия занимает 3-5 % от всего репертуара. У нас театры в основном ставят классику, идут по традиционному пути, и поэтому большое количество однотипных или же вовсе одинаковых постановок можно встретить в разных театрах России, и постановки "новой драмы" с трудом пробиваются сквозь плотный поток классики. Сейчас, конечно, ситуация стала немного меняться, но до окончательного изменения еще далеко. Молодые режиссеры с удовольствием работают с современными пьесами, так как это им ближе. Современная драматургия нужна, так как времена меняются. Безусловно, не нужно забывать о вечных темах, но ведь есть и такие, которые актуальны здесь и сейчас и также нуждаются в рассмотрении, анализе, решении в контексте современности. Художникам,  режиссерам, артистам нужны такие постановки, без них не получится целостного осознания драматургического процесса. 

Все театры, которые когда-либо возникали, большие и малые театры, основывались на современной драматургии. Говорить о времени, в котором мы живем, поднимать проблемы, которые в той или иной степени касаются нас или тех, кто нас окружает, это очень важно. Это составляет внутреннюю культуру современного человека и является основательным фундаментом для всего театрального процесса. Лаборатории ведь разные бывают: есть, например, шекспировские, есть поэтические, есть связанные с конкретным автором... Лаборатория современной драматургии, которую я когда-то придумал, теперь переросла из частного проекта в масштабное мероприятие театрального мира, которое затрагивает большое количество театров. Лаборатории организуют и сами театры, и режиссеры.

У нас нет задачи создать готовый продукт по итогам лаборатории современной драматургии, наша задача – придумать эскиз, набросок, чтобы появилось бесконечное пространство для интерпретаций, поиска тем, выражения... Ведь если бы мы ставили задачу за четыре-пять дней выучить огромные тексты, то это не привело бы ни к чему другому, как к стрессу. А ведь мы преследуем совсем иные цели. Цели – провести тренинг, попытаться найти ответы на вопросы, поставленные в художественном произведении.

Напомним, что ранее свои экспертные мнения о современной ситуации в театре высказали директор Иркутского театрального училища Светлана Домбровская, актер, ведущий, шоумен Вячеслав Ширяев. "Экспертный клуб-Иркутск" еще продолжит сбор мнений и познакомит с ними читателей "Глагола". 

Записала Светлана Шевченко, "Глагол. Иркутское обозрение"


Aliexpress WW

30.09.2019

Экспертный клуб-Иркутск