Как Евгений Евтушенко снимал фильм «Похороны Сталина»
05 марта 2023
Иосиф Сталин скончался 5 марта 1953 года.
На этой Трубной, пенящейся, страшной,
где стиснули людей грузовики,
за жизнь дрались,
как будто в рукопашной,
и под ногами гибли старики.
Хрустели позвонки под каблуками.
Прозрачный сквер лежал от нас правей,
и на дыханье, ставшем облаками,
качались тени мартовских ветвей.
Напраслиной вождя не обессудим,
но суд произошел в день похорон,
когда шли люди к Сталину по людям,
а их учил идти по людям он.
Эти строки уроженец станции Зима, студент Литературного института имени М. Горького Евгений Евтушенко написал тогда, в 1953 году. У него сохранились воспоминания, как он был там:
«Живым Сталина практически никто не видел. Или только издалека, на демонстрации. Телевидения тоже, практически, не было. Видели только в хронике: перед каждым сеансом в кинотеатре шла хроника. Так мы видели Сталина живым. Поэтому когда объявили, что доступ к телу Сталина открыт, то все сразу туда побежали. Все понимали, что будет давка. Но не догадывались какая… Вот я побежал от 4-й Мещанской (напротив кинотеатра «Форум»), едва услышав по радио это известие. Ну и люди вокруг бежали. Забыв про работу, бежали.
Почему я бежал? Я понял, что произошло какое-то уникальное событие. Вот: было чувство уникальности. Не могу сказать, что мною вела любовь к Сталину. Но это не было и обычное любопытство. Я хотел видеть, что происходит. И когда мы все туда попали, на Трубную площадь, с бульваров, с двух сторон, начала надвигаться огромная толпа. А там Трубную от продолжения Неглинки отделяли грузовики. И толпам, подошедшим со всех трех сторон, надо было просачиваться в узкие проходы с двух сторон площади между домами и этими грузовиками. Толпа прижимала к светофору, и только косточки хрустели…
Помню дом, где теперь театр-школа современной пьесы, — там на углу был светофор, на котором было насмерть распято несколько человек на моих глазах. Насмерть!
В каких-то местах приходилось просто поджимать ноги, потому что шли по мясу. Помню грузовик и офицера, которому передавали детей. Потому что и с детьми бежали… Детей там передавали по рукам, над толпой. Еще помню картину, которую мне не забыть никогда: трясущееся лицо офицера, которому погибающие люди кричали: «Уберите грузовики! Уберите грузовики!»
То, что поставили грузовики, это было преступление. Ну, люди и трещали на этих углах грузовиков. И этот офицер чуть не плакал…И только отвечал: «Указания нет»… Вот это я запомнил. Указание было — поставить, а не убрать. И вот тогда я понял, что это значит - «указания нету». Несчастный человек!
Водоворот толпы был неуправляем. Не потому, что люди нарочно топтали друг друга: они просто ничего не могли поделать. А Сталина я так и не увидел».
Через тридцать семь лет наш земляк решил снять фильм о тех событиях. Он выступил там и автором сценария, и режиссером. В интервью журналу «Советский экран» Евгений Александрович рассказывал: «Я люблю, когда мне делают замечания. Во многом мне помогли очевидцы похорон Сталина. Например, один из них рассказал любопытную подробность. После того как толпа, которая не смогла попасть в Колонный зал, разошлась, дворники сгребли большие кучи пуговиц на Петровском бульваре и Трубной площади.
Эта съемка готовилась тщательно. Я встречался с министром Дмитрием Язовым, пообещавшим две с половиной тысячи солдат и военные грузовики, Министерство обороны издало директиву, однако она была отклонена под предлогом ожидавшихся вылазок экстремистов. Отменило свою помощь и МВД, обещавшее две тысячи курсантов.
Таким образом, из главной съемки было изъято около пяти тысяч человек, а многие потенциальные добровольцы отказались от участия в массовке из-за слухов о предстоящих погромах и других провокациях.
Моссовет, несмотря на предварительные договоренности со мной, под чьим-то невидимым давлением пытался отменить съемку вообще. Абсурдное дело: по такому поводу обзванивать высокие инстанции!
Для того чтобы получить разрешение на съемку на Трубной площади мне пришлось в отчаянии дозваниваться до Горбачева, что было, как вы можете догадаться, не так легко.
Тем приятнее для меня было, что на массовку помочь мне пришли мои товарищи, кинорежиссеры Алексей Симонов, Станислав Говорухин, Александр Панкратов, большие мастера организации киноплощадки В. Фридман, Теофиль Коржановский, Геннадий Морозов, А. Гречиха, знаменитый каскадер Владимир Балон. Прилетела на пару дней из Лондона специально на съемки фильма Ванесса Редгрейв».
Согласно порталу kino-teatr.ru в фильме снимались Денис Константинов, Евгений Платохин, Ванесса Редгрейв, Альберт Тодд, Алексей Баталов, Марина Калиниченко, Майя Булгакова, Дмитрий Джаиани, Алексей Гессен, Светлана Харитонова, Рафаэль Клейнер, Наталья Коляканова, Георгий Юматов, Михаил Жигалов, Савва Кулиш, Барри Питерсен, Олег Царьков, Юлия Рутберг, Вера Паршина, Елена Евтушенко, Аркадий Севидов и сам Евгений Евтушенко.
Один из участников массовки рассказывал позднее в своем ЖЖ dondanillo: «Надо сказать, что сцена давки на Трубной - возможно, лучшее, что есть в этом кино. Народные массы, милиция, старые автомашины, сама погода - всё это работает на воссоздание образа эпохи гораздо лучше, чем неточная игра актёров в диалоговых сценах. А здесь всё на грани документальности.
К концу дня мы замёрзли. Буфета для массовки, естественно, не было, чаем никто не поил. Засобирались было домой, но тут услышали, что какие-то люди получают прямо здесь и сейчас за съемки деньги. Захотели тоже огонорариться, но непонятно было к кому подходить. Говорухин выглядел неприступным, однако я осмелился. Станислав Сергеевич ухмыльнулся моей наглости и посоветовал потребовать гонорар у самого Евтушенко. Как ни странно, Евгений Александрович отнёсся к нам благосклонно. Пробурчал что-то одобрительное по поводу того, как хорошо подобрали костюмы и, подозвав кого-то из административной группы, выписал нам гонорар - по три рубля на брата».
Фото со съемок фильма Даниила Дубшина.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!