65 лет назад в Иркутске началась история конференций «Молодость. Творчество. Современность»

06 мая 2024

8 мая 1959 года в Иркутске открылось областное совещание молодых писателей.

вамп

Идея провести такое совещание родилась в обкоме комсомола и писательской организации.

Тогда еще никто не знал, что у него будет продолжение. Обе иркутские областные газеты поддержали начинание организаторов. «Советская молодежь» опубликовала стихи братчанина Кирилла Чистова и зиминца Валентина Урукова, «Восточно-Сибирская правда» опубликовала стихотворение «Солдатская служба» только что вернувшегося из рядов советской армии Сергея Иоффе, юмористический рассказ инженера Виктора Алексеева «Без фокусов», лирику студентки Иркутского пединститута Валентины Барановой, стихи «Апрель» ангарчанина Григория Воловича и «Работа» Станислава Куняева из Тайшета.

Совещание шло в течение трех дней, работали две секции.

В первый день работы участники совещания заслушали доклады секретаря Иркутского обкома ВЛКСМ Милентия Арбатского «Комсомольцы и молодежь Иркутской области в борьбе за выполнение семилетнего плана» и ответственного секретаря Иркутского отделения союза советских писателей Гавриила Кунгурова «XXI съезд КПСС и задачи советской литературы».

Удалось подробно рассмотреть рукописи около 30 молодых литераторов, причем были интересные дискуссии. Вот как обсуждали, например, Станислава Куняева:

Молодого поэта волнует многое: мир грандиозных дел, открывшийся перед ним, суровая и прекрасная в своей суровости сибирская природа, вопросы, связанные с войной, судьбы современников. Однако ему не всегда удается по-своему сказать обо всем том, что кладется в основу стихотворений.

Сильно сказывается влияние других поэтов, и он, как принято говорить, «поет с чужого голоса». Примером этому могут служить такие стихи, как «Марш-бросок», в котором обсуждающие сразу же увидели интонации и приемы солдатских стихов Киплинга. Стихотворение «Современники», например, слишком риторично и за риторикой, за общими словами пропадает, становится бесцветным замысел. То и дело стремление к «красивостям» мешает поэту отразить истинную красоту. Часто встречается неряшливость, которая в совокупности с вычурностями делает отдельные строфы бессмысленными и даже неграмотными. Возьмем  четверостишие из стихотворения «Дорога». Автор пишет:

«Летят в окне поселки, русла.

И ветер плещется сквозной,

А я внимаю грохот пульса

И ход истории самой».

Возникают вопросы: разве могут «лететь в окне поселки, русла»?

А вот что говорили о молодом авторе из Бодайбо Светлане Кузнецовой: Читая, например, стихотворение «Землякам», радуешься объемному, впечатляющему рисунку:

«Тучи, проплывающие мимо,

На гольцах лиловых седина,

Берега свинцового Витима,

Бодайбинки рыжая волна».

Правда, Светлана Кузнецова так же, как и другие участники семинара, еще в значительной мере повторяет в стихах других поэтов, повторяет читанное в книгах, да и самое себя. Каждому, познакомившемуся с ее творчеством, вдруг становится ясно: молодой поэтессе не хватает жизненных наблюдений. Использовав все ранее подмеченное, она стала топтаться на месте.

Серьезно раскритиковали творчество поэта из Ангарска Иннокентия Новокрещенных, а его стихи назвали «чрезвычайно примитивными»:

Эти стихи печатались в местной газете! Да, к сожалению, печатались. И в этом отнюдь не заслуга, а большая вина редакции, поощряющей низкопробное стихоплетство, вместо того, чтобы помочь автору разобраться в недостатках стихов, нацелить его на упорный труд. Пропуская серые, низкокачественные стихи в печать, любая редакция наносит вред не только самому автору, но и начинающим поэтам.

А темы? Отражение героических дел советских людей, строящих коммунизм - первостепенная задача поэтов. Но разве из этого вытекает, что такая тема, например, как тема любви, устарела? Нет «мелких» тем, а есть «мелкое» их решение, и все зависит от этого.

Руководитель литературного объединения при областной организации союза писателей СССР Виктор Киселев так говорил о студенте Иркутского госуниверситета Александре Вампилове (верхнее фото): «Его опыты признаны успешными: острые замыслы, сложные ситуации, хлесткие фразы – все это обусловливает удачу рассказов, но автору совет больше набираться жизненного опыта, наблюдений».

По итогам совещания «зеленый свет» на издание первых книг получили Александр Вампилов, Станислав Куняев, Светлана Кузнецова, Виктор Алексеев, Сергей Иоффе, Алла Стародубова, Владимир Гусенков, Виктор Соколов, среди прозаиков - Елена Ячменева из Братска, Анатолий Тириков из Усть-Орды, журналист Леонид Красовский, геолог Дмитрий Сергеев.

В 1961 году состоялась конференция «Молодость. Творчество. Современность», которая была названа первой. Но в 1966 году оплошность исправил поэт Марк Сергеев, когда открывая третью конференцию, он сказал, что на самом деле, если взять совещание 1959 года, то это уже четвертая.

Вскоре начнут работать не только секции писателей и поэтов, но и молодых художников, музыкантов, кинематографистов, артистов, журналистов, фотографов. Всего состоялось 16 таких конференций. Позднее конференцию сделали конкурсом.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также