Иркутские извозчики и цены на проезд 1905 года
06 октября 2023
Существует предположение, что термин "извозчик" происходит не от слова "возить", а от выражения "извозиться в грязи".
Во времена, когда только появились извозчики, дороги были не вымощены, и перевозка пассажиров в плохую погоду была непростой задачей. Иногда извозчику приходилось спускаться с козла и, напрягая все силы, тащить повозку вместе с седоком из грязи дорожного покрытия.

Это была тяжелая работа для тяжелых людей. Их можно назвать предтечами таксистов, они были известны благодаря русской живописи, литературе и песне Александра Новикова "Вези меня, извозчик, по гулкой мостовой". От них в речи остались обороты вроде "ругается как извозчик".
В сентябре 1836 года на Толкучем рынке (ныне площадь Труда у цирка) в Иркутске появилась первая биржа для извозчиков, что можно считать началом общественного транспорта в городе. Отцом-основателем этой инициативы был поручик жандармерии Казимирский. Среди тех, кто конкурировал за места на первых биржах извозчиков, были чиновники и их супруги, казаки, мещане и ссыльнопоселенцы.

Что представляла собой эта "биржа"? В императорской России это слово имело множество устаревших значений. Одним из них была колода или ясли для извозчиков, которые располагались на улицах и площадях (согласно словарю В. Даля). Таким образом, "биржевой извозчик" означал извозчика, который стоял на своем месте у биржи рядом со своими лошадьми. "Ясли извозчиков" служили местом для кормления лошадей.
Любой желающий имел возможность попытать счастья в извозе, за исключением несовершеннолетних, пожилых людей и тех, кто не владел русским языком. За найм таких работников, хозяин места нарушал правила и подвергался штрафу, который достигал 25 рублей.

Однако выигрыш на конкурсе за место не обязательно подразумевал самостоятельное выполнение работы. Все предприниматели предоставляли лошадей и нанимали извозчиков.
Для приобретения места на бирже требовалось уплатить ежегодную плату в размере от 10 до 25 рублей в городскую казну. Конкурс включал в себя проверку лошадей и повозок. Если они соответствовали установленным нормам, кандидат автоматически получал разрешение на работу. Если желающих было больше, чем мест, то решение принималось жеребьевкой.
Самой популярной биржей в Иркутске было место на углу Трапезниковской и Ивановской улиц (остановка "Цирк"), где право работы регулярно решалось только жребием. В то время как место у Троицкого перевоза (выход к Ангаре от улицы Чкалова) оставалось настолько непопулярным, что в некоторые годы на него никто не подавал заявок.
Все извозчики по типу повозки и качеству лошади и упряжи подразделялись на ломовых (грузовых) и легковых (пассажирских).
Работа извозчиков регламентировалась различными правилами, за соблюдением которых следили избираемые владельцами мест старосты бирж. Важнейшие правила:
• Запрещено лузгать семечки, шуметь, сквернословить, петь и танцевать;
• При езде запрещалось производить неприличные жесты;
• Запрещалось возить пьяных;
• Возле биржи требовалось держать чистоту, подметать улицу;
• Скорость передвижения специально не устанавливалась, но рекомендовалась «умеренно скорая» езда;
• Запрещалось жестоко обращаться с лошадьми, перевозить лишний груз, на морозе предписывалось укутывать животных попоной;
• Запрещалось использовать лошадей молодых, необъезженных, буйных;
• Раз в год лошади должны осмотрено городским ветеринаром (тоже техосмотр);
Правил было множество, но соблюдал их только человек, страдающий серьезным расстройством. Извозчики, разумеется, не нанимали таких.
Поэтому они перевозили как трезвых, так и пьяных пассажиров, иногда оплачивая штрафы до 15 рублей. Городские власти проводили штрафные санкции, а мировые судьи выписывали постановления.

Одним из нарушаемых правил был запрет на стоянку вне специальных площадок. Часто извозчики собирались на берегу у понтонного моста, что было незаконным. Позднее городская управа была вынуждена легализовать это место, разрешив проведение там ярмарок.
О ценах 1905 года:
• Проезд по городу в один конец - 25 копеек днем и 45 копеек ночью;
• Из города на Иерусалимскую гору, в Знаменское и Ремесленно-слободское предместье - 35 и 55 копеек;
• Из города в Глазковское предместье - 75 и 90 копеек;
• От железнодорожного вокзала в Ремесленно-слободское и Знаменское предместья, на Иерусалимскую и Петрушину горы - 1 рубль и 1 рубль 60 копеек;
• От железнодорожного вокзала в город - 90 копеек и 1 рубль 60 копеек;
• В пределах одного предместья - 25 и 40 копеек;
• На дачи по реке Иркуту - 80 копеек;
• На дачи в долине реки Каи, в деревне Медведевой и Мельниковой - 1 рубль 50 копеек (ночью по соглашению);
• Из города в Лисиху - 60 и 80 копеек;
• Плата за проезд по понтонному мосту за счёт извозчика, а за переправу через Ангару - за счёт пассажира;
• В праздничные дни плата за езду была договорной, но не выше двойного размера таксы.
До появления в Иркутске обозных мастерских экипажи и другие транспортные средства для извоза привозили из других городов. В Иркутске, помимо общественного, существовал также муниципальный гужевой транспорт. Управа заключала договоры с ремесленниками на выполнение работ по ковке и расковке пожарных, выездных и рабочих лошадей, ремонт осей, оглобель, колес и других компонентов повозок.
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов обозные мастерские заменили ремесленный дом и начали выполнять городские заказы, существенно снизив стоимость в два-три раза. Это место также стало центром производства разнообразных видов повозок.
Возможно, тогда среди извозчиков появилось известное иркутское слово "бармить", которое имеет значение заниматься частным, неофициальным извозом. Это слово имеет свою уникальность и употребляется исключительно в нашем городе.
В Москве слово "бармить" использовалось в смысле "бормотать, говорить невразумительно, заикаться". В криминальной среде оно приобрело значение "разговаривать". В некоторых других регионах "бармить" означает "делать что-либо на скорую руку, выполнять работу плохого качества".
По материалам: IRK.ru
Фото irk.ru и "Точка Иркутска"
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!