Известные иркутские фотографы ХIX-XX века
13 июля 2023
В период с XIX по XX века, в эпоху развития фотографии, Иркутск стал родиной многих талантливых фотографов, чьи работы оставили свой след в истории искусства.
Иркутские фотографы XIX-XX веков дали возможность поколениям познакомиться с богатой историей региона. Их талант и труд позволяют нам увидеть прекрасное мастерство, которое передавало историю и эмоции через объектив камеры. Величие их работ продолжает восхищать и вдохновлять современных фотографов.
Один из самых талантливых иркутских фотографов XIX века - Август Гофман. Он считается одной из ключевых фигур фотографического сообщества города. Август начал свою карьеру в конце 1840-х годов, когда фотография только начала зарождаться. Приблизительно в 1860-х годах он открыл собственную фотостудию в Иркутске, где создавал портреты и пейзажи. Фотосалон просуществовал почти 50 лет. Своими работами Гофман заслужил признание и почет в регионе, став одним из наиболее уважаемых людей своего времени. Гофман имел ряд значимых достижений и создал множество знаменитых работ. Одна из них – «Панорама Иркутска». Это масштабная панорамная фотография города, на которой запечатлены его основные строения и пейзажи. Как фотограф, Гофман проработал в Иркутске до 1906. По крайней мере, последняя его фотография датирована 5 мая 1906.

Стоит отметить иркутского фотографа Иосифа Мальмберга, который, помимо своей торговой деятельности, увлекался искусством портретной фотографии. О личности Иосифа Мальмберга сохранилось немного информации, но все же кое-что найти удалось. Известно, что Мальмберг с середины 1860-х годов считался деловым партнером известного иркутского фотографа и предпринимателя Августа Карловича Гофмана. Камера Мальмберга запечатлела многочисленные изображения народников, политических ссыльных, а также такие значимые портреты, как: Иркутский генерал-губернатор Иван Константинович Педашенко, Великий князь Александр Александрович, посетивший фотосалон на улице Большая в 1873 году, и Иван Степанович Хаминов, купец 1-й гильдии, потомственный Почетный гражданин Иркутска.

Большая часть иркутских фотографов была из ссыльных поселенцев. Таковым и являлся поляк Петр Милевский. В те годы он по настоянию жандармского управления занимался судебной фотографией. Некоторые фотографы шли на сотрудничество с местной властью из чувства самосохранения. Они таким образом меньше рисковали потерять право открывать фотосалоны, зарабатывать на развитие своего фотографического дела.
В 1883 году Петр открыл свой первый фотосалон, но спустя год, он решает перевести свое фотографическое ателье со Зверевской улицы на Большую, в дом Гуляева, напротив гостиницы «Деко». Творческий потенциал мастера проявился особенно ярко в период активной застройки Иркутска после пожара 1879 года. Разобрав пепелища, иркутяне начали с возведения корпусов учебных заведений, жилых домов. Вновь выросшие здания, церкви, преображали столицу Восточной Сибири. Этого не могли не заметить фотографы. Милевский сделал снимки здания бесплатного училища А. М. Кладищевой на Мяснорядской улице, других учебных заведений, а также серию снимков центральной части города. В 1890 году Милевский показал свои работы на Московской Всероссийской выставке, посвященной 50-летию изобретения фотографии, за что удостоился серебряной медали. Спустя какое-то время, у него серьзно поменялись планы, и в 1905 году он покинул Иркутск, переехал в Киев, где вскоре и умер.

Иркутский фотограф Дмитрий Мамонов внес свой творческий вклад в историю города. В 1889-1890 годах он возвел дом и фотостудию в Жандармском (ныне Милицейской) переулке. Известно, что фотоателье «Сибирская фотография Д. Н. Мамонова» работало до 1927 года. Во дворе усадьбы находилась мастерская с большим световым фонарем. Дмитрий Николаевич фотографировал портреты строителей Транссиба, общественных и культурных деятелей, обычных горожан. Сейчас студия и жилой дом по-прежнему находятся на своих местах, но уже никак не связаны с именем фотографа.

Еще одного знаменитого иркутского фотографа звали Джованни Минизини. Он родился в городе Буе, северная Италия. Его отец Джузеппе Минизини приехал в Россию на строительство Транссиба и привез с собой всю большую семью. Так 10-летний мальчик, будущий фотограф, оказался в Сибири.
Молодой Джованни решил не идти по стопам своего отца-каменотеса и выбрал иной путь. Работал билетером и шарманщиком в кинотеатре Донателло. Для обретения новых навыков учился фотографии у известного Густава Эннэ и затем открыл свое собственное ателье. Точной даты неизвестно, но свидетели тех лет говорили о роскошной обстановке салона Минизини, где зеркала, обитые шелком кресла и ковер создавали атмосферу изысканности. Однако, со временем все изменилось. Советская власть разрушила все надежды на творчество и счастливое будущее. В начале 1930-х Минизини успел передать свои фотографические умения русским ученикам, а сам уехал из страны, где начал жизнь «с нуля».

Коллекции этих фотографов, а также многих других, можно встретить в различных архивах и музеях Иркутска. Они являются не только историческими документами, но и художественными произведениями, позволяющими оценить технические и художественные аспекты фотографии того времени.
Фото из открытых источников.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!