Пятьдесят лет назад самолет Ту-104 разбился под Читой

18 июля 2023

Журналист Борис Слепнев рассказывает, как 18 июля 1973 года самолет Ту - 104 пытались угнать в Китай.

Пятьдесят лет авиакатастрофе Ту-104 под Читой

50 лет назад, 18 мая 1973 года, в Иркутском аэропорту совершил промежуточную посадку самолет Ту-104, выполнявший рейс Москва - Чита. После дозаправки борт взял курс к месту назначения. На борту находились 72 пассажира, включая четверых детей, и девять членов экипажа. Примерно через час диспетчеры сообщили, что в салоне воздушного судна объявился террорист, который требует изменить курс и лететь в Китай. Спустя еще какое-то время Ту-104 исчез с экранов радаров.

Довольно долго крайним в этой жуткой истории являлся сотрудник милиции Владимир Ежиков, уроженец села Икей Тулунского района. Людская молва, такая скорая на расправу, и на том свете не давала покою молодому парню, могилу которого несколько раз пытались осквернить.

Согласно основной версии, террорист пронес в салон взрывное устройство. Сотрудник милиции Владимир Ежиков, сопровождавший рейс, вступил с преступником в борьбу, был ранен ножом, в ответ выстрелил из табельного ПМ, в это время прогремел взрыв – сработала кнопка обратного действия.

Самолет Ту-104 рухнул с высоты шесть тысяч метров в районе читинской речки Арша. Позднее эксперты определили, что в районе правого аварийного люка первого салона произошел взрыв эквивалентный 5,5-6 кг тротила.

По воспоминаниям Светланы Бояршиновой, родной сестры милиционера, Владимир мечтал быть журналистом, но не поступил в Иркутский госуниверситет на отделение журналистики. Ушел в армию, служил в Чехословакии. Способность хорошо рисовать определила воинскую специальность - картограф. Однако желание работать в газете не прошло, и между делом брат писал заметки. После армии Владимира приняли художником на Иркутский авиазавод, а вскоре переманили работать в аэропорт - в отдел милиции.

Владимиру Ежикову нравилось сопровождать пассажирские самолеты. Молодой сотрудник владел приемами самбо, получил удостоверение на право заниматься тренерской работой. Все это придавало ему дополнительную уверенность в собственных силах.

— 18 мая Володя находился в резерве, — рассказывает Светлана Михайловна,  - однако напарник задержался, пришлось лететь брату. За два месяца до этого умерла мама, и Володя сам подписывал ленты траурных венков. Наша бабушка еще говорила, что это плохая примета, а потом все вспоминала о своем предупреждении. 

В 1970 году в турецкий Трабзон был угнан пассажирский Ан-24 (бортовой номер 46256), выполнявший рейс по маршруту Батуми - Сухуми с 46 пассажирами на борту. Удачливыми пиратами оказались Пранас Бразинскас и его сын Альгирдас. Во время захвата самолета погибла 20-летняя стюардесса Надежда Курченко, ранены командир экипажа Георгий Чахракия, штурман Валерий Фадеев и бортинженер Оганес Бабаян.

После этого ЧП в МВД СССР вышел секретный циркуляр, согласно которому каждый рейс, проходящий вблизи государственной границы, сопровождал сотрудник милиции, главная задача которого была сформулирована примерно так: не допустить возможного угона самолета с пассажирами за границу. Между строк - любой ценой.

Специалисты, разрабатывавшие служебные инструкции, не додумались сделать упреждающий шаг - проводить досмотр пассажиров. Столь привычная для нас процедура до 1973 года в советских аэропортах не проводилась. Представьте, на борт воздушного судна потенциальный террорист мог пронести хоть пулемет, не говоря уже о компактном взрывном устройстве.

Пьяного подполковника, например, не пустили в самолет. Зато солдат, опаздывавший после отпуска в часть, уговорил вновь подогнать уже отъехавший трап. 

Команда боксеров ЗабВО возвращалась с удачных соревнований в Прибалтике. 

Молодому парню нужно было срочно вылететь в Читу, а билетов в Иркутске не оказалось. К своему несчастью, он встретил приятеля - майора, летевшего этим рейсом, и тот уступил свой билет, надеясь вылететь чуть позже. Три приятеля хорошо поддали и прозевали объявление на посадку. Вот они, гримасы судьбы.

Владимир Ежиков, мечтавший после полета примерить погоны младшего лейтенанта, занял место в первом ряду. Милиционер был в штатском, поэтому на него вряд ли кто обратил внимание. В общей массе остался незамеченным и вежливый мужчина восточной наружности Тенгиз Юнуф-оглы Рзаев.

Тенгиз Рзаев мечтал быть дипломатом, пытался поступать в МГИМО, но у абитуриента, который довольно средне изъяснялся по-русски, не знал ни одного иностранного языка, не приняли даже документов.  Огромный образовательный пробел несколько восполнила армия, где Тенгиз был сапером. Ох, лучше бы он был кочегаром. По одной из версий, сапер-недоучка с мечтой дипломата изготовил взрывное устройство, которое и пронес на борт "тушки".

Инцидент на борту воздушного судна, судя по времени, развивался стремительно. Стопроцентную картину случившегося установить вряд ли удастся.

В ходе осмотра тел, обнаруженных на склоне сопки Хундунай, нашли тело с огнестрельным ранением спины. Его лицо было неузнаваемо, но в Читинском мединституте сумели восстановить примерный облик и сделали фотографию. Билетный кассир опознала симпатичного человека с восточной внешностью. Это и был Тенгис Рзаев, севший в Иркутске.

Обыск в квартире Рзаева показал, что террорист готовился к захвату самолета профессионально. В частности, были найдены собранный взрыватель с кнопкой обратного действия и схема, вычерченная рукой террориста. Где он взял тротил, так и осталось загадкой.

Вероятнее всего, террорист выдвинул требования, милиционер пытался его обезвредить, и пропустил удар ножом. Воспользовавшись ситуаций, Рзаев ринулся в кабину пилотов, но Ежиков выстрелил ему в спину. Падая, террорист отбросил бомбу, и кнопка обратного действия сработала.

Расследование обстоятельств захвата самолета и причин катастрофы возглавил следователь по особо важным делам Валерий Зиканов. Район падения разбили на квадраты, прочесав в итоге 240 квадратных километров тайги. Солдаты, работавшие на месте катастрофы сделали, казалось бы, невозможное. Они нашли пистолет Владимира Ежикова. В обойме не хватало одного патрона.

В целом картина сложилась. Довольно долго живучей была версия, согласно которой самолет сбили наши истребители, чтобы он не смог пересечь границу. Специалисты отвергали эту версию, аргументируя тем, что с момента выдвижения требований террористом, до момента взрыва прошло мало времени для такой операции.

Полный текст читайте на канале Бориса Слепнева Планета Сибирь

Фото из открытых источников.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также