20 октября 1960 года в Усть-Ордынском потерпел катастрофу самолет Ту-104
20 октября 2025
О трагедии 65-летней давности напоминает портал Орда-Инфо.
На фото из книги Эдуарда Берлова: аэропорт Усть-Орды, 1956 год. На вышке П.А. Гусев.
Аэропорт в поселке Усть–Орда был открыт в октябре 1938 года как запасной аэропорт Иркутского аэропорта на воздушной магистрали Москва – Владивосток. Плотный грунт взлетно-посадочной полосы в Усть-Орде позволял принимать любые самолеты, вплоть до Ту-104. Кроме того, из Усть-Орды летали рейсы в Иркутск, Улан-Удэ, Новонукутск и Хужир. Начальником аэропорта был назначен инженер Александр Герасимов.
Во время Великой Отечественной войны Усть-Ордынский аэропорт использовали как тренировочный порт, здесь базировались военные самолеты. В 1942 году в поселок прибыл 260-й бомбардировочный авиационный полк 244-й бомбардировочной авиационной дивизии 17-й Воздушной Армии 3-го Украинского Фронта. В Усть-Ордынском военные летчики осваивали новые самолеты Пе-2, которые выпускали на Иркутском авиазаводе, а затем отправлялись на войну.
Известны две катастрофы 1942 года. Так, 4 января с аэродрома вылетел самолет Пе-2 № 2502, за штурвалом был экипаж 8-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка: пилот младший лейтенант Михаил Шуриков, штурман младший лейтенант Федор Федоренко. Из-за ошибки при взлете самолет потерял скорость, перешел в пикирование и врезался в землю. Экипаж погиб.

На фото 20 апреля 1942 года из архива Усть-Ордынской национальной библиотеки: Н. Шаповалов, Михаил Бойчук, Николай Туров, Алексей Рожков, Михаил Порохин. Аэропорт Усть-Орды.
16 августа 1942 года пикирующий бомбардировщик Пе-2 капитана Александра Ячникова снялся с аэродрома Усть-Орды. Экипаж проводил показной полет на пикирование, но, пройдя по линии горизонтального полета 6-8 секунд, резко перешел в отрицательное пике и разбился в 3 км от села Ользоны. Вместе с капитаном погибли пилот, старший сержант Григорий Троцик и стрелок-радист, старший сержант Александр Цветков. Местные жители похоронили останки военных летчиков в братской могиле и установили обелиск.
20 октября 1960 года самолет ТУ-104 (бортовой номер 42452) летел по маршруту Москва - Омск - Иркутск - Хабаровск. В 14:45 экипаж вылетел из Омска. В 15:10 ему сообщили, что в Иркутске высота облаков 160 метров, видимость 6,5 км, идет снег, то есть условия ниже минимума для приема Ту-104.
Экипаж с запасом топлива в 11 тонн был застигнут врасплох. Он пытался совершить посадку в Иркутске, но так как не видел полосу поздно принял решение увести лайнер на запасной аэропорт в Усть-Ордынский.
В окружном центре тоже шел снег, но видимость была получше иркутской. При подлете к Усть-Ордынскому аэропорту самолет опустился ниже облаков. Уже были видны посадочные огни, но тут бортмеханик доложил, что не горит индикатор выхода передней стойки шасси. Она либо не зафиксировалась, либо не вышла совсем.
Командир колебался - дело в стойке или неисправности самого индикатора. В итоге он принял решение уйти на второй круг, чтобы в воздухе проверить состояние передней стойки.
На высоте 10-15 метров над полосой самолёт начал выполнять левый разворот с набором высоты. Но экипажу не хватило ни времени, ни пространства. Самолет задел линию ЛЭП, рухнул на склон холма и загорелся.
В авиакатастрофе погибли штурман, бортмеханик и бортрадист. Первый и второй пилоты, две бортпроводницы и 15 пассажиров были ранены. Остальные 46 пассажиров отделались легким испугом.
Комиссия назвала главной причиной катастрофы ошибку пилота: преждевременный разворот над ВПП на недопустимо малой высоте. Сопутствующие факторы – неисправность сигнализации выхода шасси и плохая погода.
В 1962 году в аэропорту под руководством начальника Анатолия Аркадьевича Еропова была построена заправка для реактивных и турбовинтовых самолетов. Для запасного аэродрома это было в новинку, в то время в СССР на подобных площадках такого не было нигде. Затем провели реконструкцию полосы под международные стандарты, отремонтировали гостиницу для летного состава и проложили на перроне асфальт.

Фото из личного архива семьи Тигунцевых: аэропорт в Усть-Орде, 1970-е годы
Уже мало кто помнит, но в 1989 году Иркутский аэропорт был закрыт на ремонт, и самолеты принимали в Усть-Орде.
Аэропорт в Усть-Ордынском работал до начала девяностых, а окончательно был закрыт в 1998 году. В настоящее время на месте взлетно-посадочной полосы находится жилой район.
Использованы материалы Усть-Ордынской национальной библиотеки имени М.Н. Хангалова
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!