Уроки психологии от Александра Карнышева
21 октября 2018
В этом году исполнилось 70 лет известному психологу, доктору наук, профессору Александру Карнышеву.
Журнал «Социальная и экономическая психология» опубликовала интервью с Александром Дмитриевичем, которое взяли у него академик Анатолий Журавлев и научный сотрудник института психологии РАН Юлия Ковалева.
«Глагол. Иркутское обозрение» публикует отрывки беседы ученых.
________________________________________________
- Ваше профессиональное становление, по нашему мнению, начиналось нетипично для ученого. Как опыт рабочего, а потом общественника, педагога привел Вас в науку?
- После окончания восьми классов не столько из-за материальных трудностей, сколько из-за подростковых амбиций пришлось учиться в профессиональном училище, а затем работать: на стройке, в геологической партии, на авиационном заводе. Последние 9-11-й классы заканчивал в вечерней школе. Кстати, одноклассниками были будущий депутат Госдумы РФ двух созывов Василий Кузнецов и ныне широко известный шаман Бурятии Владимир Нагуслаев. Затем почти три года проходил срочную службу в Советской Армии: Забайкальский военный округ.
В студенческие годы был ленинским стипендиатом, командиром студенческих путинных отрядов на Камчатке и Шикотане (Курильские острова). За активную деятельность в 1976 году был награжден орденом «Знак Почета». После вуза «поставили» директором «трудной» школы Улан-Удэ, где проработал более трех лет. Именно знание практических проблем, желание решать их на научной основе, стимулировало моё поступление в 1979 году в аспирантуру Иркутского пединститута с должности директора школы. Материально терял в зарплате почти в три раза, но стремился к научным исследованиям в области социальной психологии.
Тему избрал, связанную со своим глубоким внутренним интересом и имеющимся практическим опытом: «Социально-психологические основы применения поощрений и наказаний в практике управления производственным коллективом». Руководил подготовкой диссертационной работы профессор Владимир Асеев Эмпирическую часть работы выполнял на Иркутском авиационном заводе, где весьма заинтересовались ее прикладными аспектами.
Разработанный «Кодекс авиастроителя» (один из первых вариантов современных отечественных документов по корпоративной культуре) был принят на заводе. «Кодекс…» направили на конкурс, и я стал лауреатом Всесоюзного конкурса молодых ученых по общественным наукам 1982 года, организованного Академией общественных наук СССР и ЦК ВЛКСМ. Защита прошла в диссертационном совете факультета психологии Ленинградского государственного университета в 1983 году.
Работая на разных вузовских должностях, не бросал подготовку докторской диссертации «Социальная психология управления в школе», которую защитил в Санкт-Петербургском университете в 1992 году.
- В чем, на Ваш взгляд, специфика отечественной психологии по сравнению с зарубежной?
- Обширнейшая страна с её изумительной разнообразной природой, требующей экологической и этической компетентности каждого гражданина, «роскошь различий» людей разных национальностей, предполагающая искусство выстраивать межэтническое согласие – вне этого отечественная психология «размывает» свой предмет…В Сибири и на Дальнем Востоке значительное количество малых этносов не только сохраняют самобытность и находят свое место в структуре народов, но и строят эффективные контакты в современной многонациональной, многокультурной стране. Эффективность «сибирского мультикультурализма» базируется и на экономическом, и на психологическом фундаменте.
- В чем конкретно Вы видите перспективы развития отечественной социальной и экономической психологии? Какие ее направления будут востребованы в будущем? Какие феномены будут привлекать наибольшее внимание?
- В целом для социальной психологии весьма актуально проникновение всё дальше и дальше в биологическую (природную) «глубь» социальных явлений. Опора на любые идеологические, даже «самые-самые» прогрессивные положения уже приводит и все чаще будет приводить к разногласиям и конфликтам. Кстати, более тесная связь с генетикой и нейропсихологией может стать в этом плане значимым ресурсом.
Экономической психологии предстоит всё больше уделять внимание вопросам собственности, особенно интеллектуальной, в их преломлении в индивидуальном и коллективом самосознании, этническим аспектам хозяйственной деятельности, вопросам социального партнерства, вопросам «стирания граней» между населением городов и сёл в новых социально-экономических условиях.
Например, за рубежом в поведенческой экономике сегодня всё чаще стали использовать процедуры психографики – персонифицированный подход к изучению запросов и интересов потребителя, и это дает фирмам лучшие возможности, с одной стороны, ориентироваться на потребности и «претензии» «человека в группе», а с другой – формировать его неуемную страсть к брендовым товарам и услугам. Кстати, когда я порой вижу успехи некоторых зарубежных идеологических институтов в «обработке» сознания «наших обывателей», я уверен, что там хорошо работают социальные психологи (специалисты по бихевиоральной экономике).
- Сквозь всю Вашу деятельность проходят красной нитью два важных явления – Ваша активная общественная позиция и Ваше особое отношение к своему региону. Как это отразилось на выборе сфер научных интересов и направлений, которые вы изучали ранее, разрабатываете и развиваете в настоящее время?
- Мое любимое детище – книга «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» вышла в нашем регионе в пяти изданиях. Только что, в апреле, издана научно-популярная работа «Байкал: природа и люди малой родины». Сегодня много говорят о патриотизме, как любви к Родине. Но ведь она начинается, как поется в песне «с картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе».
По большому счету, это и есть «предмет» психологии. Былинные богатыри черпали свои силы из родной земли. Очень хочу следовать им! Отсюда и интерес к проблемам гражданственности и патриотизма. Практическая значимость проблемы прежде всего в её связи с закреплением жителей, в первую очередь, молодых, на просторах Сибири и Дальнего Востока. Другая сторона вопроса – минимизация времени общения современных детей с природой, при таких тенденциях их ущербность в физическом и психологическом здоровье в будущем у меня не вызывает сомнения.
- А что сдерживает развитие психологии?
- Интенсивно развивающаяся психология, особенно экономическая, практическая и теоретическая дисциплина характерна для богатой страны. Чем граждане беднее, чем больше на них оказывают влияние с помощью политических и административных рычагов, тем меньше востребованность специалистов – психологов. Мы сейчас на таком этапе. Борьба с бедностью – это, прежде всего, политическая задача, но в дифференцированном подходе к её решению есть возможности сказать своё слово социальной и экономической психологии.
- А для Вас самих был ли момент, когда Вы пожалели, что стали психологом?
- Были, бывают и будут, когда я вижу, что «нашего брата» незаслуженно и упорно недооценивают, и меня порой тянет административными методами доказать обратное.
- Одним из наших традиционных вопросов является вопрос о тех ресурсах, которые помогают Вам в работе?
- Забота супруги Ирины: мы вместе более 40 лет. Любовь к стихам (знаю их наизусть в большом количестве) и песням: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет!». Но главное – общение с Байкалом.
- Ответьте, пожалуйста, на несколько незавершенных предложений:
- Больше всего я хотел бы быть мудрым «до дней последних донца».
Больше всего мне не хотелось бы остановиться в развитии.
Если б можно было изменить что-то, то я бы был более настойчивым в политике.
Я никогда не сожалею о том, что я есть.
Воспоминания об этом вызывают у меня радость общения с природой разных стран и регионов России.
Фото Irk.ru
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!