Нина Гончарова: Ориентиром в жизни должно быть счастье

25 января 2018

Она трижды выступала в ООН, говоря о важности взаимопонимания между людьми и странами, созидании, умении через образование, совместные проекты ради общечеловеческих целей делать общество добрее и лучше.

Нина Гончарова

О способности воспринимать разнообразие мира ради обогащения собственного интеллекта и души. Готовности убеждать кого угодно и сколько необходимо ради сохранения мира на планете. О принципиальной важности объединяться для реализации масштабных социальных проектов.

Объехала более двадцати стран на разных континентах, встречаясь с единомышленниками, способными объединять людей ради глобальных изменений, направленных на сохранение вечных ценностей: культуры, искусства, самобытности, природы.

Поднималась на Шумак, Белуху, Гималаи для испытания силы воли, целеустремленности, закалки характера и совершения важных открытий в собственной душе, способных укрепить уверенность в том, что делаешь, к чему стремишься и для чего готов сделать, казалось бы, невозможное.

Выпускает книги на английском языке, пишет песни, постоянно в перемещениях по миру, во время которых целенаправленно протягивает и укрепляет связующие нити добра между людьми. Следует выбранной миссии способствовать по мере сил становиться счастливыми с помощью постоянного самообразования и открытости людям.

Больше всего проектов с ее участием как одного из организаторов и вдохновителей прошло на Байкале: фестиваль «Зов Байкала», международный проект «Корабль дружбы» и многие другие. В этом году, возвращаясь в Новосибирск, где сейчас живет, Нина Гончарова, удивительный светлый человек, вновь останавливалась в Иркутске для встреч с педагогами, работающими над программами, связанными с «Зовом Байкала». 

Во время нашей встречи мы говорили о том, как важно следовать тому, что тебя вдохновляет и во что веришь, не боясь трудностей и неудач, как пробиться к тем, кто может поддержать, и почему нельзя прекращать верить в то, что добро все равно окажется сильнее зла.

Верность детской мечте

– Нина Григорьевна, понятие счастья и общее, и конкретное одновременно, важное для всех и для каждого в отдельности, не имеющее четкого однозначного определения, но в то же время формулируемое любым человеком предельно ясно в отношении своей жизни. Вы говорите, что стремитесь к тому, чтобы помочь людям через образовательные проекты обрести личное счастье и сделать более счастливой и бесконфликтной жизнь в современном достаточно агрессивном мире. Как вы пришли к этой идее?

– Она с детства для меня естественная, такой и осталась на всю жизнь. Помню, мне было лет пять, я как-то играла и думала о том, как же хочется быть такой же счастливой всю жизнь и чтобы все люди были счастливы и жили хорошо. Вот такое пожелание, которое осталось глубоко в душе, стало частью меня, проросло из игр, сказок, защищенного мира моего детства в сформировавшуюся жизненную философию, а потом и работу.

Когда мы в семье обсуждали мою будущую профессию, папа спросил, куда я сама хочу поступать, чтобы, получив образование, заниматься делом по душе, которое будет меня вдохновлять развиваться дальше. Я искренне ответила, что точно не знаю, просто очень хочу, чтобы от моей работы люди были счастливы. Родители подумали, отнеслись серьезно к такой формулировке и предложили поступить в институт иностранных языков, ведь помогать людям из разных стран понимать речь и литературу друг друга – это в том числе помогать им быть счастливее. Я была рада, что моя мечта обрела конкретные черты, и с удовольствием пошла учиться. До сих пор благодарна такому совету, потому что иностранный язык очень пригодился мне в жизни как раз для того, что я задумывала сделать.

– Каким был следующий шаг?

– По окончании института поехала в Агинский Бурятский округ и там преподавала четыре года английский язык в школе. Однажды увидела открытку из Новосибирска и сказала, что буду там жить. Сама удивилась такой уверенности, но именно так и случилось через некоторое время: с маленьким сыном переехала в этот красивый, ставший для меня родным город.

Там начался мой удивительный путь. Преподавала английский, вела театральную студию, четыре раза режиссировала День города, была заместителем директора училища искусств. Всё было хорошо, но не хватало самореализации, полета, творчества без границ, некоего интеллектуального и глубоко творческого вызова, ощущения себя в потоке событий, поднимающих над суетой.

В это время переосмысления своей деятельности, опыта, возможностей, взаимодействия с разными людьми, озадаченная новыми мечтами и открывающимися горизонтами, я четко осознала, что моя миссия – это делать жизнь осмысленной через культуру и искусство. Показывать, как не проживать день за днем, а полноценно жить. Убеждать, что искра таланта, заложенная каким-то высшим разумом, есть в каждом. Помогать раскрыть это. Именно в то время я нашла и людей, разделяющих такую жизненную философию. Все мои концерты, все мои образовательные и творческие проекты, которые охватили 25 регионов России, с тех пор дают прикосновение к этому. Двадцать лет с того момента моя жизнь – это жизнь в полете, счастье для меня и готовность делать счастливыми своих единомышленников. Да, как вы понимаете, это то, о чем я мечтала и от чего не отступила.

Образование в основе жизни

– Главная идея проектов, интеграцией участников которых вы занимаетесь, – «Образование ради жизни». В частности, как я знаю, в рамках большой идеи на Байкале было организовано семь масштабных форумов «Зов Байкала». Как было решено заняться этим проектом?

– Суть образования ради жизни – понимание образа собственного «я», адекватное осознание себя в мире, понимание того, кто мы есть, что должны делать для саморазвития и интеллектуального развития общества.

Начало «Зову Байкала» было положено в 1996 году, когда мы с коллегами были на одной из встреч в Санкт-Петербурге и там родилась идея: сделать некое образовательно-творческое «защитное кольцо» вокруг Байкала, который необходимо оберегать, сохранять, изучать. Как формат был выбран ежегодный международный форум для подростков из разных стран с походами на Шумак под девизом мира, согласия, солидарности. За всё время он проводится в разных точках Байкала: его принимали Байкальск, Слюдянка, Большое Голоустное, Улан-Удэ, Северобайкальск, поселок Бабха, остров Ольхон.

В тот же период преподаватель Наталья Скобелкина создавала иркутскую педагогическую лигу, собирала вокруг себя увлеченных людей, которые потом выступили в роли наставников юных участников форума. Лариса Чикалина придумала проект «Нерпенок» и тоже нашла единомышленников на «Зове Байкала».

– Как строилась работа с молодежью во время образовательных фестивалей? В чем было новаторство?

– Команда мастеров проекта «Образование ради жизни» учила молодежь взаимодействовать, быть терпимыми к мнению другого, уважать иную точку зрения. После мастер-классов ребята становились одной командой, и начиналось проживание различных ситуаций, способствовавших раскрытию творческого начала. Смысл всех заданий сводился к тому, чтобы при «проживании» определенных историй выработать модель поведения, когда человек с готовностью берет ответственность за себя и свою жизнь, уважая при этом внутренние границы других людей.

Культурно-образовательные походы вокруг Байкала, во время которых мы с детьми, говоря об экологии, рассуждаем и об экологичном поведении самого человека, – важная часть фестиваля. Одно дело читать о чем-то в учебниках, совершенно другое – проникаться этим, слушая пояснения внимательного педагога.

У меня хранится несколько десятков папок с отзывами ребят после прохождения обучения. Каждый отзыв – история наших фестивалей. Я наизусть помню все их. Так, один мальчик написал, что научился быть умиротворенным и теперь знает, как помочь родной Бурятии. Это так трогательно и отражает то, что происходит с детьми на фестивале.

Однажды для формирования концепции экологичного будущего в Новосибирск съезжались более 500 человек. Их наработки во многом легли в основу и «Зова Байкала».

– У вас есть и похожий проект для взрослой аудитории, в чем его центральная идея?

– Да, мы разработали проект «Корабль мира». В идеале, конечно, хотелось бы собрать на нем лидеров мировых держав, чтобы в байкальской атмосфере с ее особой энергетикой они смогли пообщаться. Но, объективно понимая, насколько это сложно, пока мы собираем людей, влияющих на общественные процессы в разных странах. Так, во время четвертого форума «Зов Байкала» мы реализовали проект «Мир без границ», пригласив прожить по новым технологиям людей из разных точек планеты. Кроме Байкала мы с ними побывали в Танхое, Тункинской долине, Улан-Удэ. В следующий раз к нам приехали уже 45 человек. Мы вовлекли их в наше проектное творчество.

Отмечу, что похожие проекты мы проводим по всей стране, всего в 25 регионах. Например, фестиваль социального творчества «Урал-планета», участники которого учатся работать в команде. В 1997 году в Екатеринбурге впервые прошел конгресс ЮНЕСКО, посвященный молодежным организациям. Там я встретилась с Федерико Майором, который возглавлял организацию 10 лет. Говорили с ним в том числе о школе на Байкале.

Донести идеи до ООН

– Об образовательных проектах, которыми вы занимаетесь, благодаря вам узнали в Организации Объединенных Наций. Как удалось там выступить?

– Да, это была большая удача, но вполне закономерная. Скажу больше: в ООН я выступала трижды. Первый раз была там в 2002 году от московского фонда «Гуманитарное измерение». Выступала на тему «Земля – наш общий дом. Опыт коллективных действий на пути к новому миру». Суть идеи, которую мне было важно донести: надо не говорить, как всё плохо, нужно делать, чтобы всё было хорошо. Тогда в зале были неправительственные делегации из более чем ста стран. Это была 55-я конференция некоммерческих организаций, ассоциированных с департаментом общественной информации ООН.

В 2008 году второй раз выступала перед собранной ООН аудиторией в Париже. Там была конференция, посвященная 60-летию принятия Декларации прав человека. И снова в зале – неправительственные организации. Моя тема – культура будущего, образование будущего, роль России в развитии континентов. Я очень горжусь тем, что нам удается сделать для развития гражданского общества именно в России, Сибири, горжусь, что об этом узнали представители разных стран, которые тоже стремятся к дружеским толерантным отношениям.

Год назад я стояла на трибуне ООН третий раз – на конференции «Образование граждан мира». Задача у меня и моих коллег-выступающих была в том, чтобы в документах было четко зафиксировано всё то, за что мы боремся, к чему стремимся, о чем болит душа и ради чего мы прикладываем все усилия, – необходимость применять современные образовательные технологии для воспитания и формирования полноценной ответственной личности, стремящейся к самосовершенствованию.

Анна Важенина, Право выбора

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также