Михаил Базилевский - лауреат литературной премии "Антоновка. 40+"
27 июня 2020
Премия вручается второй год, а в качестве награды победителям и лауреатам положены бюсты Антонова.
На прошлой неделе состоялось вручение литературной премии "Антоновка. 40+" в память поэта, прозаика, преподавателя Литературного института Алексея Константиновича Антонова.
В этом году церемония награждения проходила онлайн. В номинации "Поэзия" премия присуждена иркутянину Михаилу Базилевскому за подборку стихотворений "О.М. По всем развязкам Рима...".
Михаил родился в 1974 году. Окончил исторический факультет Иркутского государственного университета. Стихи автора публиковались в журналах "Звезда", "Сибирские огни", "Сибирь", "Южное сияние", "Иркутское время", "45-я параллель", "Стихи.ру" и других. Первый его сборник "Фига в кармане" (2007) полон тонких, порой очень остроумных текущих наблюдений, в духе строчек знаменитого стихотворения Евгения Евтушенко "Моя групповщина":
"привыкнувши в карманах делать фиги
не вынут из карманов кулаки...".
Однако, преодолев внутреннюю потребность описания текущих социальных "пережитков нового", Михаил изыскал в себе возможности внутренней поэтической эволюции. Его творчество исполнилось просодией постижения, открылось долгое дыхание строки, поразительным образом появилось особенное видение и возможность проникновения в суть человеческой цивилизации и ее истории:
Над ухмылкой египетской ночи воздет Орион.
Медный луч скарабеем втирается в грань пирамиды.
Догорает свеча, будто время идёт на поклон,
будто тело спадает с души, не хранящей обиды...
Снять бы патину с памяти, гостем уйти от жилья.
В травы сунуться ветром и вепрем, от них узнавая,
что египетской пылью покроется ноша твоя,
и под камнем твоим сохранится звезда полевая…
И в эстетическом, и смысловом планах в стихах Базилевского значима каждая деталь. Модернистские мотивы слышны, но только с тем, чтобы обновить внимание читателей к безысходным путям "сумеречной" русской интеллигенции. В просодии Базилевского превалирует культурно-эстетическая традиция. Наличие оборотов простого разговорного языка вовсе не ослабляет, а наоборот подчеркивает стиховую напевность. Главное же - творчество поэта возвращает нас к вроде бы уже забытой трагедии русского рассеяния. С трепетом в сердце ощущается и угадывается крестный путь и судьба собственного рода поэта. Изгнание из Сибири русского дворянство и купечества шло не только на Запад, но и на Восток...
Когда не осталось ни чести, ни славы,
Ни отчего неба, ни отчих могил,
Когда мы, в снега уходя от расправы,
Лишались и веры, и воли, и сил,
И нечему было наш путь освещать,
Ты думаешь, мы разучились прощать? ...
И кости сожженной усадьбы чернели,
И спорил со снегом чернеющий рот.
И ночь провожала чернеющий сброд:
Пальто и шинели, пальто и шинели.
И кто-то незримо торчал у ворот,
Черневших не шире зрачка ледяного.
И мы не искали последнего слова,
Когда настигал нас последний восход...
Оценивая поразительную работу жюри поэтического конкурса, столь удивительным образом открывшего - среди двух тысяч присланных подборок - Михаила Базилевского - можно вспомнить мартовский иркутский рынок сорокалетней давности… Сергей Алиханов в "Новых Известиях" вспоминает: "Восьмидесятые годы я проводил в постоянных перелетах через нашу необъятную страну - моя трудовая книжка лежала в Благовещенске, в Амурской филармонии, а работал я бригадиром ВИА "От Сердца к Сердцу" - базового ансамбля БАМа. Иркутск всегда был промежуточной посадкой для ИЛ-18, которые только и летали тогда в Благовещенск. А каждый полет с дозаправками как раз продолжался 18 часов. В марте 1982 года наш ансамбль выступал с Валентиной Толкуновой в Иркутском Дворце спорта. Прогуливаясь между концертами по старинному купеческому Иркутску, однажды я забрел на колхозный рынок, и был поражен неимоверным количеством жареных семечек, привезенных из Белореченска. На рынке - на всех прилавках в рядах - лежали только холмы семечек, а продавцы - "развитОго социалистического общества" подозрительно на меня поглядывали - чего я тут расхаживаю, чего высматриваю? Тогда же мной написалось:
"Незачем бояться нам друг друга.
За пять тысяч верст привезены
Семечки - и в этом лишь заслуга,
Нету здесь и не было вины...".
Ни одного видео с авторским чтением стихов Михаила Базилевского на Ютубе нет - даже конкурсное стихотворение читает на сайте актер. Явление поэта отметил только заведующий отделом поэзии журнала "Сибирь" Владимир Скиф: «Считаю, что в Иркутске появился блистательный поэт Михаил Базилевский - в его стихах философские раздумья над поступью времени…". Читатели теперь и сами могут убедиться в этом:
Какая печаль в обиходе светлей?
Не эта ль? Под ношей оплавленных дней -
восток, опоясанный свыше
не кровью звезды, а надеждой ее.
Так время берется за дело свое,
вторгаясь под своды и в ниши:
сочась не спеша, ненасытно струясь,
на слух примеряя незримую связь.
И камни торчат виновато
над падшей землей, над ее кумовством
с ручьем, с переливом в цветке луговом,
с быльем, над кругами набата
поднявшимся, с ласточкой, в смертную высь
без промаха выпавшей. "Остановись
мгновенье", - вослед прошептать бы,
да в горле першит, да разлито вино,
да в почве отечной зерно сочтено,
да тени ступают со свадьбы.
И прах, огороженный древней строкой,
как нежное эхо, горит под рукой,
своей немоты не скрывая.
Под плетью столетья не вспомнить уже
о вросшем в утробу времен багаже,
по звездному полю шагая.
* * *
И этот слух, настроенный на шепот,
На краткое дыханье мотылька,
И это зренье, втянутое в опыт
Столетий, не исчерпанных пока,
И ожиданье чуда, и смешенье
Наметившихся строк, и белизна
Листа, не потерявшего терпенья.
Чего еще? Отпущено сполна.
Чего еще? И сад остался садом,
И лед пошел, и света - полон дом.
И муза… муза, плачущая рядом,
О чем-то знает… Вспомнить бы - о чем.
* * *
А наутро с востока придвинется свет.
- Это он, - прошепчу, - это он -
Нестареющей палочки замерший след,
Над которым молчал Вавилон.
Клинописной волной забормочет река,
Забубнит и пойдет по рукам.
И, зрачок задевая, скользнут облака
По несметным, несмятым пескам.
И в ладонь, зачерпнувшую поздний восход,
Помутившую ранний закат -
Из камней, из простого смешения вод, -
Ляжет птичий безбрежный уклад
Сорока сороков молодых языков.
И качнется на пыльном столе
Осторожное эхо бессмертных веков,
Обращенное к смертной земле.
* * *
С. Б.
Вот и я на твоей сетчатке
Задержусь и исчезну, как
Ускользающие лопатки
Махаона, как быстрый знак
На воде, на избытой глади
Улетающего листа,
Задержусь и исчезну, глядя
В ту сторонку, на те места,
Где, ладони твои сжимая,
Согревался от их тепла,
Где я жив был и ты - живая -
Под ресницы мои легла.
* * *
Не озарился пригород, когда
Над ним лучи расправила звезда
И воссияла недоступным светом.
И к свету не шагнули пастухи,
И камни - молчаливы и глухи -
Не двинулись. Но стоит ли об этом?
Не пробудились жители. Их сон
Ничто не потревожило: ни стон,
Ни гул, ни плач, ни вой, ни голос хора.
И время, сохранившее свой бег,
Для отыскавших временный ночлег
Не обрело окраску приговора.
И в двери слуги грозного царя
Не постучали. Проще говоря,
Все обошлось. Лишь кто-то по приметам,
По затесям рассеянным искал
Глоток воды, как некогда - у скал -
Его народ. Но стоит ли об этом?
* * *
Говор племен, наступавших на горло рассвету…
Возглас гортанный, берущий у века взаймы…
Это не нас времена призывают к ответу,
Это не мы уклоняемся. Это - не мы.
Что нам развалины Рима в развалинах мира?
Камни его на ладонях не больше, чем пыль
На антресолях, на смятом лице пассажира,
Взгляд обронившего в эту всесветную быль.
Кто он? Какие ему уготованы сноски
В дрожи построчной, которой вовек не унять?
Как над такими вот в поле рыдают березки,
Нам ли не знать?
* * *
Александру Танкову
Когда не осталось ни чести, ни славы,
Ни отчего неба, ни отчих могил,
Когда мы, в снега уходя от расправы,
Лишались и веры, и воли, и сил,
И нечему было наш путь освещать,
Ты думаешь, мы разучились прощать?
Мы шли, и за нами из ветхого быта,
Из лавок, цирюлен - остры и слащавы -
Сквозь мутные стекла следили глаза:
Мы знали, какая в них крылась гроза.
Колеса скрипели, стонали копыта,
Незряче блуждали во мгле голоса.
И кости сожженной усадьбы чернели,
И спорил со снегом чернеющий рот.
И ночь провожала чернеющий сброд:
Пальто и шинели, пальто и шинели.
И кто-то незримо торчал у ворот,
Черневших не шире зрачка ледяного.
И мы не искали последнего слова,
Когда настигал нас последний восход.
Мы шли, и вослед нам сугробы молчали.
И ветер, как будто губу закусив,
Стихал. И старуха в бесчувственной шали
Сидела, и слышался старый мотив.
Но некому было его завещать…
Ты думаешь, мы разучились прощать?
Когда уходили мы, нас провожали
Ослепшие дали и веки смежали
Идущим за нами. И не было снов.
И мир пошатнувшийся вынес из ночи
Мерцанье звезды, и она, кровоточа,
По гулким следам узнавала волхвов.
С тем гулом грядущее слилось: «…когда
В морозной ночи засияла звезда».
* * *
Над ухмылкой египетской ночи воздет Орион.
Медный луч скарабеем втирается в грань пирамиды.
Догорает свеча, будто время идёт на поклон,
будто тело спадает с души, не хранящей обиды.
На объятья зеркал, отбывающих волю свою,
застывающих тенью под кожей, ложится прохлада.
Нет, не надо её. В замирающем насмерть строю
слышен шёпот секунд. Им ещё далеко до распада.
Снять бы патину с памяти, гостем уйти от жилья.
В травы сунуться ветром и вепрем, от них узнавая,
что египетской пылью покроется ноша твоя,
и под камнем твоим сохранится звезда полевая.
* * *
Уж не Курбский ли это глядит сурово,
как синицу в горсти, сберегая слово,
сквозь экранный зуд, сквозь тоску - от пуза,
на тебя, кремлевских палат обуза?
Уж не пламя ли это твердит упруго
о тебе, теряющем в поле друга,
в небе - птаху, в сусеках казенных - плаху?
- Не замай, - кривится, - не рви рубаху.
Уж не время ли это молчит о том, как
ты навяз - в потомках, увяз в обломках,
да бормочет ночь, выгибая стены,
да чернила льются в подол измены?
* * *
Когда этот город тебе покажется пуст,
когда погибающим в нем не будет числа,
куда ты, душа, пойдешь, в бездорожье чувств,
объятых огнем, в котором звенит пчела
и ветер горчит, в ночи не найдя угла?
Куда ты, душа, пойдешь, отрясая прах?
Смотри, за тобой - стена, пред тобой - стена,
и гулко бренчит, бряцает, дрожит в устах
не праздная соль, но праздничная блесна
исхода. Куда подашься? Кому верна
останешься, зная, что в этом - куда ни глянь -
поверженном граде - ни образа, ни лица?
Лишь камень еще простирает сухую длань,
и воздух крошится в притихшем глазу слепца.
Не видно начала мраку и тьме - конца.
Послушай, ступай, душа, и забудь о том,
что видела. Нет, не чтобы себя спасти,
но чтобы узнать, как будет земля в шестом
часу из себя расти и в тебя расти,
пока обнажается время в твоей горсти.
***
Черепица изнеженных крыш и в земле – черепки
Побеждённых империй, столетий, зажатых в тиски.
Голоса, голоса, по земле – голоса, из земли –
Голоса, и, как стражи, над ними стоят ковыли.
И поди разбери, с чем весло опускается в Понт.
И поди разбери, что готовит ему горизонт,
Припадая мертвеющим солнцем к молчанью окна,
За которым, одна в целом мире, стоит тишина.
А за ней – голоса: по земле – голоса, из земли…
И темнеет лоза, корабли узнавая вдали.
И волна, приподнявшись, ложится на белый песок,
Заливая ладонь, натыкаясь на голый мысок.
И уже не смахнуть с этих крыш неизбежную даль,
И уже не лишить её нежного слова «печаль».
Не уйти со двора, где когда-то не был ко двору,
Где игру затевая, в себя уходил поутру
Говорок поднебесный, где свет, омывая причал,
Прикасался семью плавниками к началу начал.
***
Им, выросшим из шинели, из котлована
Поднявшимся, чтобы, в хоре ночных дворов
Срываясь на шёпот, с колымского снять тумана
Свинцовую пробу, сойти в мерзлоту углов,
В безвременье, не прикрытом ничьей изнанкой,
Им, выпавшим из барачной лужёной мглы,
Ещё предстоит грядущему стать приманкой,
Нетленные кости толкая из-под полы,
Ещё предстоит из чёрной достать метели
Два скрещенных, истончающихся крыла,
Как два башмачка – из пепла, из канители,
И вывести нас под белые купола,
И выплавить нас из пыли, огня и смрада,
И лечь перед нами дорожной сырой трухой,
Оправленной в гул дождя или в гул парада.
Лежать и не ведать, что это и есть покой.
***
Кипарис, гиацинт, нарцисс…
И ни слова о том, какими
Шли путями, как воздух вис
На плечах, поминал о дыме
Лет, о доме, о ворожбе
Трав, плетущихся под ногами.
Кипарис, гиацинт… Тебе
Помолчать бы об этом с нами.
Кипарис, говори. Стоглав
Труб мятущихся горький солод.
Кто там, веру свою поправ,
Ходит – чист и душою молод, –
Опираясь на тень твою,
Со скамьи на скамью таская
Скарб казённых ветров, семью
Небесами повитых, рая
Не ища? Заводи, морочь,
Возноси лебединым пухом
Отражённую в окнах ночь.
Пусть она просвистит над ухом.
Обожди. Родовитый хмель,
В аравийской пыли рождённый, –
Вот он. Солнце твоё досель
Затмевает. С горы посконной
Так дыханьем тугим река
Сходит, виденная вначале.
Помнишь – ноша её пока
Не легка? В полутёмном зале
Взгляд выискивает, дивясь,
Блудной эры смолистый локон.
Незаконную эту связь,
Эту вязь у зимы под боком
Память знойная обожжёт,
Как гончар обжигает глину.
И видений подручных сброд
Сквозь туман потечёт в долину.
***
За сумятицей встреч – оловянных снегов легион.
Город слышит, по зимнему небу плывя за буйки,
То ли звон безоглядный, доставший до дна, то ли стон,
Уходящий корнями в подножье уставшей реки.
Почивает Харон. А рассвет пожинает плоды.
Под хитоном его – лишь пяток неприкаянных душ.
Да какой-то чужак, с гефсиманской сойдя борозды,
С лёгкой ношей спускается в эту прибрежную глушь.
Не за ними?.. За ними… за ними – доносит ответ
От высоких камней. И блестят плавники подо льдом:
То ли свет наплывает на город, которого нет,
То ли пена ложится на берег в венце золотом.
***
Плач по солнцу живых, по следам западающим плач.
То ли ветер с иных берегов, где и пепел незряч,
И зрачок не воздет, то ли хрип стадионов и клич
Подворотен – вослед чернозёмному слову «опричь»,
По стене просквозившему в ночь, где не видно ни зги,
Где по венам расходятся прочь омовений круги, –
То ли ворох заёмных зарниц застилает глаза,
То ли занавес падает ниц – это бьётся слеза
В паутине потерь, в частоколе ресниц кочевых.
И распахнута дверь перед сонмом побед моровых,
Перед плачем по тучным, под солнцем бредущим, стадам –
К заповедным, подручным, врастающим в нас холодам.
Плач по солнцу живых, околесица давних времён,
Где в полях даровых вырастает созвездье имён,
Как трава, как дыханье травы, как роса на траве…
Это путь непреложный в повинной свербит голове.
***
Девочка играет на песке.
Солнце разливается над миром.
Накрепко зажаты в кулачке
Земли, обнесённые пунктиром.
Девочка играет на песке.
Ветка обеспечивает щебет.
Времечко в укромном уголке
С кредитом уравнивает дебет.
Девочка играет на песке.
Улица размахивает флагом,
Силясь разобраться в узелке
Слов, переползающих зигзагом.
Девочка играет на песке.
Глина, исполняющая сальто,
Помнит, накрывая, о цветке,
Но не забывает и о сальдо –
С пальцами, без дрожи, на виске,
С лицами, вместившими раскаты.
Девочка играет на песке
С «доченькой», и обе угловаты.
* * *
Где ляжет путь к игольному ушку,
где время, оставаясь начеку,
укроет и следы, и расстоянья,
где я, не узнаваем тишиной,
к ней прикоснусь, нависшей надо мной,
ни встречи не храня, ни расставанья,
там белый куст – весом и невесом –
ещё стоит под трепетным дождём.
** *
Как на твоём языке говорить с тобой
мне, промотавшему слово, вернее, дни
так разметавшему, что и морской прибой
не соберёт их и не зажжёт огни
на маяках? Этот змеиный хор
будет ещё прилюдно, наедине
губы тянуть или смотреть в упор,
чем-то спасаясь, что-то внушая мне.
Как говорить, если гортань суха,
если, одетый в робу скорбей и смут,
голос чернее тех чернозёмных га,
тенью которых кости мои растут?
* * *
Над эпохой выросли снега.
Над снегами выросла эпоха.
И не ясно, то ли суматоха,
то ли скорбь накрыла берега.
А река безвинна и тиха.
Как дитя, укутана до срока.
Год за годом движутся с востока
на неё столетий вороха.
И слезой набухшая луна,
избывая вечную тревогу,
неотрывно смотрит на дорогу,
будто ищет чьи-то имена.
***
Встреча на месте размётанных лет.
Хруст под ногами не тише, не тише.
Тень узнаванья сползает по крыше
к стенам, которых попросту нет.
Сжатые губы не сцедят ответ –
Что там? Какие там скрыты минуты?
Отзвуки встреч в довершение смуты
полнятся ворохом смутных примет.
Нехотя время выходит на свет
и, спотыкаясь, не ищет опоры.
Сомкнуты веки. Задёрнуты шторы
в окнах, которых попросту нет.
СТАНСЫ
Печальный труд: тянуться к счастью
По предписанью естества,
И стать естественною частью
Круговорота вещества.
Распад и синтез дружно пашут,
Процесс налажен испокон,
И перемешивает кашу
Термодинамики закон.
Пусть молодость – она счастлива –
Продлит восторг бокалом пива,
И, мир ничуть не изменя,
Хлебнет молекулу — меня.
СКАЗАНИЕ О НЕМЕЦКОЙ БУТЫЛКЕ
Она осталась в русском чистом поле.
Храня её от памяти людской,
Ей время, приоткрывшись поневоле,
Вложило в горло временный покой.
Но горло говорить ещё умело.
И дожидалось часа своего
В чужой земле оставленное тело,
И мрак стоял над именем его.
Здесь пили «за поверженного зверя».
Восточный ветер глотки обжигал.
Вставала зверем каждая потеря,
Но он в те дни потери не считал.
Он землю брал, цены её не зная.
Хлестал сквозь пальцы яростный огонь.
И травы проходили, вырастая,
Сквозь горло и застывшую ладонь.
Сменялись годы. Травами земными
Хранимые от памяти людской,
Они восстали, и восстали с ними
Их тени, потерявшие покой.
Одна легла, к стеклу ребром прижавшись.
Другая – возвратилась в чернозём.
И только травы, в поле задержавшись,
По-прежнему молчали о былом.
***
Там, где небо в лохмотьях стоит -
возле сквера и сада, -
втихаря остывает гранит,
не дождавшись парада.
Или тени проходят ничьи:
второпях, в одиночку.
Вот и март - у подножья скамьи -
обещает в рассрочку
то ли воздуха пряный глоток,
то ли взгляда кавычки.
И скребет, и скребет коготок -
просто так, по привычке.
И тоской заметая тоску,
и опалой - опалу,
прислонив подворотню к виску,
город мало-помалу
вызревает из шороха, из
первородства, из муки
звуков, кучно сползающих вниз,
в очерствевшие руки.
* * *
Хлябью вздернута портянка.
Отворотом полустанка
жизнь окликнута ничья.
В глотке мечется «Славянка»,
будто девка-самозванка.
Мерит небо полынья.
Эта мука больше муки:
перешибленные звуки,
осиянные пути.
Смерть, просеянная даром,
окатила перегаром.
Ни проехать, ни пройти.
Но теперь — иное дело.
Время смотрит осовело
да себя не узнает.
А вокруг столпились души:
то ли песенку послушать,
то ли просятся в полет.
* * *
Сумрачно на улочках ковчега,
и ладоням не хватает слов,
не хватает, может быть, разбега,
может быть, надежды на улов —
на зрачок, блеснувший из-за снега.
То ли впору собирать манатки,
то ли снова пену собирать,
там, где с жизнью и со смертью в прятки
времени по горло поиграть.
Хочешь - вой белугой, хочешь - складки
расправляй на обороте стужи,
хочешь - будь подобьем острия.
То ли снег предутренний разбужен
за окном желаньем бытия,
то ли ты еще кому-то нужен.
* * *
- На него наступать не спеши, не спеши, Олег! -
слышен всхлип не твоей души. И не твой ковчег,
отразившись в семи морях, ледникам подстать.
Коли плахам не хватит рях, не вели - достать.
Не вели. Ни к чему теперь полнота руин.
Вдоль по Трубной несется дверь в захолустье спин.
Одичаньем глин измеряется тот полет.
Изогнувшись дугой, это кто-то другой поет.
А тебе коротать часов лубяной расклад,
начинать с азов и на зов не идти назад,
шепелявя гнилым зерном: И на том стою,
да из глаза, застыв бревном, доставать змею.
* * *
От зимних трав не оторвать злодея-
зрачка. Зачем, зачем он, холодея,
халдеем в стебли сунулся? Найти
что хочет в них? С бестравием в горсти
бреду по захолустью, по пустыне,
в которой воздух придорожный стынет,
бесправьем окольцованный. Стекла
и камня пир как Пиррова победа.
— Ты едешь?
- Никуда уже не еду.
- И я с тобой.
Ты видишь, тень легла
на все, чем жив мой пригород, чем вспорот
его покой. И ночь ползет за ворот,
и день ее сменяет. Я бреду,
и бреду моему готово имя.
Сними с него печать. Передовыми
отрядами секунд припороши.
Смотри, как эти травы хороши.
Подписывайтесь на "Глагол" в Телеграме.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!