Фонд Иннокентия Сибирякова создадут в Иркутске

01 сентября 2024

Такая инициатива была выдвинута в рамках круглого стола «Иннокентий Сибиряков - образ благочестивой русской души», который состоялся 31 августа 2024 года.

сиб

Участниками круглого стола стали эксперты и исследователи личности благотворителя и предпринимателя Иннокентия Сибирякова из Иркутска и других городов.

Первый заместитель губернатора Роман Колесов заявил, что мы должны помнить о заслугах Иннокентия Сибирякова и учиться у него бескорыстию, служению обществу и вере в лучшее. Уверен, что совместно мы найдем верные пути увековечения его памяти. Региональные власти готовы продвигать общественные инициативы, направленные на сохранение его имени.  

Среди предложений по прославлению памяти Иннокентия Сибирякова прозвучали переименование одной из иркутских улиц, установка памятника, проведение выставки, издание эпистолярного наследия семьи Сибиряковых, создание фонда имени Иннокентия Сибирякова.

Глагол38 знакомит своих читаталей с выдающейся личностью.

Иннокентий Михайлович Сибиряков родился 30 октября 1860 года в Иркутске в семье купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Михаила Александровича Сибирякова. Его называют основателем города Бодайбо и первооткрывателем золотых месторождений в бассейне реки Бодайбо. Мать Варвара Константиновна происходила из купеческой семьи Трапезниковых, которые заработали свои миллионы на золотодобыче и пароходстве.

В семье Михаила Александровича и Варвары Константиновны было много детей, но совершеннолетия достигли шестеро – три дочери и три сына. Антонина, в замужестве Кладищева, скончалась в 20 лет. Сын Константин активно общался с писателями. Самым известным сыном стал Александр, которого мы знаем по освоению Северного морского пути, он похоронен в Ницце. Дочь Ольга была замужем за князем Вяземским. Дочь Анна долгие годы семьи не имела, о ее замужестве имеются разноречивые сведения. 

portret_monax_Sibir_

Иннокентий получил начальное образование дома, учился в Иркутском реальном училище, которое на последнем году учебы стало промышленным. Здесь он освоил курсы точных наук. В семь лет остался без матери (Варвара Константиновна умерла в 40 лет), в четырнадцать – без отца, Иннокентий в 1875 году оказался в Петербурге под присмотром брата Константина. Там он поступил в частную гимназию Ф. Ф. Бычкова, которую в 1880 году окончил. В год приезда в Петербург здание гимназии было выкуплено на имя И. М. Сибирякова, отремонтировано и перестроено. Домовладельцем Иннокентий оставался почти двадцать лет, давая возможность существовать учебному заведению. Оно сохранилось до наших дней (Лиговский проспект, дом 1).

Петербургский дом и 200 тысяч рублей наличными Иннокентий перед уходом в монастырь подарил любимому учителю университетской поры известному ученому-физиологу Петру Францевичу Лесгафту, который, в свою очередь, на вырученные за дом средства построит в Петербурге здание Биологической лаборатории, где и разместилось учебное заведение по подготовке специалистов по физической культуре.

Отметим и другие вузы Петербурга, существование и возникновение которых связано с пожертвованиями Иннокентия Михайловича. Это Высшие женские Бестужевские курсы (сейчас их здания входят в состав Санкт-Петербургского государственного университета) и Первый женский медицинский институт, ныне Медицинский университет имени П. И. Павлова, на строительство которого Сибиряков пожертвовал 50 тысяч рублей.

Щедрость - характерная черта личности Иннокентия Михайловича. Он стал благотворителем в гимназии, помогая своим сверстникам получить образование. Получив в наследство после смерти отца 900 тысяч рублей, перед смертью он имел состояние в 10 млн рублей.

В 1880 году Сибиряков поступил на естественно-математическое отделение Санкт-Петербургского Императорского университета, затем переводился на юридический факультет. В связи со слабым здоровьем он прерывал учебу и уезжал на лечение. Оставшись вольнослушателем, Иннокентий поступил на надомные курсы Петра Лесгафта и учился истории у Василия Семевского, много читал, собрал большую библиотеку по Сибири, включая редкие книги. Но судьба библиотеки неизвестна. К 26 годам он имел 70 личных стипендиатов, которые учились в России и в Европе. Он часто помогал сибирякам учиться в столице.

Почти 30 тысяч рублей он потратил на устройство библиотек и музеев в Минусинске, Томске, Барнауле, Ишиме, Ачинске, Красноярске. На расширение музея ВСОИРГО в Иркутске он выделил 6 тысяч рублей, на экспедицию РГО в Сы-Чуань 10 тысяч рублей, на Якутскую этнографическую экспедицию 10 тысяч рублей, ее назвали «Сибиряковской». 

Более 600 тысяч рублей потратил Иннокентий Сибиряков на издание книг. В их числе - Сибирская библиография в трех томах и «Русская историческая библиография» Владимира Межова, «Сибирские инородцы, их быт и современное положение» и «Сибирь как колония…» Николая Ядринцева, «Историческое обозрение Сибири» в двух томах Петра Словцова, «Рабочие на сибирских золотых промыслах» Василия Семевского.

В трудные 1891-1892 годы из-за неурожая Сибиряков выделял значительные суммы для закупки хлеба, финансировал санитарные отряды и организовывал разнообразную помощь в голодающих поселениях Тобольского края, щедро помогал переселенцам из центральных губерний в Сибирь и на Дальний Восток.

Он писал: «Я обладаю богатством. Как это случилось, думал я, что в моих руках скопились такие средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Не есть ли это средства, случайно попавшие ко мне, достояние других людей, искусственно перешедшее в мои руки? И я нашел, что это действительно так, что мои миллионы - это результат труда других лиц, и чувствую себя не правым, завладев их трудами». 

Капитал в сумме 420 тысяч рублей он выделил на пособия рабочим, получившим увечья на приисках Якутской области и семьям погибших. 

Вернувшись в Россию в начале 1890-х годов, Иннокентий Михайлович резко повернулся лицом к православной духовной традиции. Начался новый этап в его жизни, а размах благотворительности того времени мало с кем сравним. Сибиряков принимал нуждающихся у себя на дому, иногда в день приходило до 400 человек. Позднее он учредил специальное бюро по оказанию помощи ближним. И он всем помогал - на учебу, лечение, приданое, похороны...

Иннокентий Сибиряков вернулся к религиозному образу жизни. Его паломничества по православным монастырям и храмам Петербурга и окрестностей, его щедрые пожертвования на нужды Церкви вызвали недоумение у прежнего окружения, недобрые слухи, неприятие и даже гонение. 

В 1894-1895 годах заинтересованные в присвоении его миллионов лица предприняли попытку взять капиталы Иннокентия под арест. Его объявили безумным, а в вину вменили «безрассудную расточительность» на помощь православной церкви. Губернскими комиссиями 1894-1895 годов миллионера оправдали, капитал вернули. Сибиряков ушел жить на подворье Свято-Андреевского скита под покровительство своего духовного отца иеромонаха, позднее архимандрита Давида (Мухранова). В течение двух лет Иннокентий Михайлович прошел монастырский искус и свернул свои дела, обильно жертвуя имущество и наличные.

В те годы с рядом единомышленников Иннокентий Сибиряков устроил на Васильевском острове при Первом реальном училище придел Святителя Иннокентия Иркутского в храме Александра Невского. В 1896 году со святым праведным Иоанном Кронштадтским он учредил при приходе петербургских выходцев из Сибири Православное братство во имя святителя Иннокентия Иркутского, жертвуя на его деятельность крупную сумму.

Незадолго до принятия пострига Иннокентий Михайлович подарил свою дачу в Райволо (Рощино) на создание приюта для девочек и дом на 40 комнат с лесными угодьями в 98 гектаров Линтульской женской общине. Валаамский монастырь в 1896 году получил от Иннокентия Сибирякова 10 тысяч рублей на постройку Воскресенского скита в Никоновой бухте. Пожертвования получали и другие обители России.

На средства Сибирякова сооружены корпуса Санкт-Петербургского подворья Русского Свято-Андреевского скита на Афоне, а в самом скиту развернулось строительство грандиозного – на пять тысяч молящихся – собора Апостола Андрея Первозванного, размеры, архитектура и убранство которого и по сей день поражают паломников на Святую Гору.

Позднее в скиту был выстроен и четырехэтажный больничный корпус с тремя храмами: Святителя Иннокентия Иркутского, Благовещения Пресвятой Богородицы, Целителя Пантелеимона и Преподобного Серафима Саровского со Всеми Святыми Бессребрениками. 

За стенами скита была устроена добротная каменная келья с храмом в честь Великомученицы Варвары, Преподобного Михаила Клопского и Преподобного Давида Солунского – небесных покровителей земных и духовного родителей Иннокентия Михайловича.

В 1896 году Иннокентий Сибиряков принял постриг в первый ангельский чин на подворье Свято-Андреевского скита в Петербурге и в тот же день уехал на Афон. В течение полутора лет он дважды приезжал в Россию. В 1898 году он был пострижен на Афоне в мантию с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи, а через год – в схиму с возвращением ему имени Иннокентий с тем же небесным покровителем. Неоднократно Иннокентию предлагали рукоположение, но он отказался, считая себя недостойным священного сана. 

В 1900 году в Свято-Андреевском скиту состоялось торжественное освящение собора Апостола Андрея Первозванного, на котором рядовым иноком присутствовал и схимонах Иннокентий Сибиряков – главный жертвователь на храм, строительство которого обошлось в 2 млн рублей.

Через год схимонах Иннокентий заболел, а 6 ноября 1901 года он скончался и был похоронен на Афоне, в костнице Свято-Андреевского скита.

Жизнь и подвиг миллионера, благотворителя, схимника Иннокентия Михайловича Сибирякова – удивительный пример для людей состоятельных. Возвращение его имени в историческую память России состоялось. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также