Лев Сидоровский: Геннадий Хазанов, человек с «не своим» голосом
04 декабря 2025
Это интервью Геннадий Хазанов, которому 1 декабря 2025 года исполнилось 80 лет, дал уроженцу Иркутска, журналисту Льву Сидоровскому в 1976 году.
Это случилось почти полвека назад, точнее в конце декабря 1976-го, когда я, командированный в Москву, сделал там для своей «Смены» за пару дней с некоторыми очень популярными актёрами пять предновогодних интервью.
И вот, успешно выполнив редакционное задание, заглянул на прощание (до «Красной стрелы» оставалось часика три) перекусить в давно знакомый ресторан Центрального дома журналиста. И вот только устроился за столиком, огляделся – ба! Почти по соседству – Геннадий Хазанов со своей женой Златой!
Ещё тогда не всем известная эстрадная знаменитость, и не актёр театра и кино, и не общественный деятель, и не народный артист РСФСР, и не лауреат государственной премии Российской Федерации, и не полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», и не художественный руководитель Московского театра эстрады, но уже лауреат всесоюзного конкурса артистов эстрады!
Всеми обожаемый – «учащийся кулинарного техникума», мастер пародий! Ну как мог я упустить такой «подарок»?! Все мечты про вожделенный ужин вмиг испарились, тем более что японский диктофон, чистая кассета и фотоаппарат были рядом, в сумке.
Поскольку имя-отчество начинающей знаменитости знал, рванулся вперёд:
– Дорогой Геннадий Викторович! Я – специальный корреспондент ленинградской «Смены», которая мечтает, чтобы вы появились в её новогоднем номере. Именно поэтому только что прикатил в столицу.
А потом приврал ещё больше:
– Кстати, ваш постоянный автор, а мой друг Семён Альтов заверил, что вы мне в этом не откажете. Коль мы счастливо встретились здесь, в Домжуре, то давайте сейчас и поговорим.
Несколько ошарашенный таким нахальным напором, Хазанов попытался что-то сказать, но Злата рассмеялась:
– Соглашайся, Гена, ведь Сеня за тебя поручился…
Гена развёл руками, и я включил диктофон.
***
– Геннадий Викторович, ходят слухи, что, прежде, чем стать артистом эстрады, вы успешно окончили кулинарный техникум...
– Эти слухи несколько преувеличены. Кстати, я никак не предполагал, что мой учащийся кулинарного техникума приобретет такую популярность. Хотя мнения по поводу моего героя и разделились. Одни считают, что он – прекрасная реклама для техникума, другие – что это, наоборот, насмешка над учебным заведением: мол, теперь, если парень признается девушке в том, что учится в кулинарном техникуме, на взаимные добрые чувства может и не рассчитывать.
– А что по этому поводу думают сами кулинары?
– Трудно сказать. Ну вот, например, как-то после концерта подходит женщина: «Что же вы из нас дураков делаете?!» – «Из кого это "из нас"?» – «Из работников общественного питания». – «А если бы мой герой обучался, допустим, в медучилище?» – «Тогда, пожалуйста, сколько угодно…»
– А где же вы всё-таки всему этому научились? Как пришли на эстраду?
– Сложным путём. Всё началось с того, что в двенадцатилетнем возрасте я увидел по телевизору Аркадия Райкина. И потом уже ни о какой другой профессии, кроме профессии эстрадного артиста, не хотел и слышать. Я пытался подражать Райкину, выучил наизусть целые его программы, каким-то образом даже узнал номер его телефона. И вот однажды, на большой перемене, попросил разрешения позвонить из учительской «по важному делу».
На глазах изумлённых педагогов я медленно произнёс в трубку: «Можно попросить к телефону народного артиста Аркадия Райкина?» Как я в душе тогда ликовал! Окончив школу, поступал во все театральные учебные заведения, но ответ всюду был примерно одинаковый: «У вас нет ни чувства юмора, ни темперамента». С горя поступил в инженерно-строительный институт, где целиком посвятил себя КВН. Мои ответы на экзаменах, видимо, носили тоже несколько «КВН-нный» характер, поэтому педагоги смеялись и предлагали прийти ещё раз. Одновременно занимался в эстрадной студии МГУ.
Эти занятия перевернули все мои представления об эстраде, приобщили к современному театру, учили тому, как можно смех соединять с самыми серьёзными и высокими понятиями. И потом, поступив в государственное училище циркового и эстрадного искусства на курс народной артистки РСФСР Надежды Ивановны Слоновой со студией МГУ всё равно не порвал. На юбилее этой студии я впервые исполнил пародию на знаменитого спортивного комментатора Николая Озерова.
– Кстати, о пародиях. с чего это началось? Наверное, в детстве любили передразнивать родственников, учителей?
– Было такое... А первой моей настоящей пародией была пародия на другого, великого спортивного комментатора – Вадима Синявского. Иду как-то из школы и, чтобы скоротать дорогу, сам себе веду голосом Синявского футбольный репортаж. Какая-то бабушка из окна первого этажа сказала, сочувственно вздохнув: «Совсем больной мальчик. Такой молоденький, а уже сам с собой разговаривает».
– Как же всё-таки говорят «не своим» голосом? Что для этого нужно?
– Чтобы только говорить за другого, имитировать, нужно немногое: хороший слух, ну и некоторая особая способность голосовых связок. Важнее и труднее научиться думать «не своим голосом», то есть искусству именно пародии. Ведь пародия, на мой взгляд, это собственная оценка изображаемого персонажа.
Скажем, у меня пародия не просто на Озерова, а на определённую манеру спортивного комментирования. Слух на голоса у меня профессиональный: например, если фильм дублированный, сразу узнаю каждого артиста, принимавшего участие в дубляже. Но однажды попал впросак. По телевизору шёл хоккейный матч. Мы с приятелем подсели к экрану в середине первого периода и заспорили. Он говорил, что репортаж ведёт Евгений Майоров, я – что Писаревский. В результате ошиблись оба. А почему? Потому что, на мой взгляд, ни в том, ни в другом комментаторе не ощущается собственная индивидуальность – оба пытаются работать «в ключе» Озерова.
Пародия – сам по себе жанр выигрышный. Передразнивание всегда смешно, это я заметил ещё в детстве. Но я всё-таки стараюсь, чтобы пародия строилась не только на похожести голоса и манеры. Хочется, чтобы текст, который я произношу «чужим голосом», имел самостоятельную ценность. Зрительская радость узнавания – как похоже! – как правило, кончается уже на второй, третьей фразе, и дальше надо увлекать не тем, как ты говоришь, а тем, что ты говоришь. Своей оценкой того, кого пародируешь, своей позицией.
В идеале это должно быть ещё более остро, чем то, что говорят пародируемые тобой актёры и персонажи. Владимиров и Тонков уже прямо включают отдельные места из моих пародий в свой номер. Однажды в сборном концерте, выступая сразу после меня, они так и начали свой диалог: «Маврикиевна, слыхала, что опять про нас этот маленький говорил?» Мечтаю создать номер, в котором бы одновременно действовали все пародируемые мною актёры и персонажи.
Представляете, собрались за одним столом Озеров, Маврикиевна, Люлёк, Луи де Фюнес, Карцев, Ильченко, учащийся кулинарного техникума и обсуждают какую-нибудь животрепещущую проблему. Диалог между ними может быть поистине кинжальным…
– По какому же принципу выбираете свою «жертву»?
– «Жертва» должна быть для меня очень сильным раздражителем и, естественно, очень популярна. Надо учесть и собственные возможности – позволяют ли они мне приблизиться к этому человеку? Нужно увлечься тем, что он делает и как делает.
– Ну и что же потом – «жертвы» не обижаются?
– Как правило – нет. Правда, был случай, когда один популярный артист из театра «Ромэн» пригрозил расправой, хотя та пародия, кстати, конкретного адреса как раз и не имела. Озеров, Рождественский, Высоковский, Владимиров и Тонкое, Карцев и Ильченко смеются. От Луи де Фюнеса информация пока не дошла. Между прочим, меня уже тоже пародируют – Георгий Кислюк из Киева, Владимир Винокур из ансамбля «Самоцветы», даже артист из Югославии Юго Степанович. Я не обижаюсь.
– Вы не раз бывали в зарубежных творческих поездках – как там обходитесь с языком?
– О, от этого всякий раз так страдает моя семья! Например, когда» готовился к выступлениям в Южной Америке, по всему дому, на стенах и на дверях были наклеены бумажки с испанскими фразами. Но зато потом и на Кубе, и в Перу, и в Коста-Рике, и в Эквадоре выступал, по отзывам прессы, «лишь с лёгким акцентом». В Болгарии тоже, естественно, на болгарском.
Однако самое большое впечатление произвела на меня когда-то поездка в Монреаль, на предыдущую Олимпиаду. По нескольку раз в день выступая перед нашими олимпийцами, постоянно чувствовал, что приношу пользу: ведь им так необходимо было раскрепоститься, отвлечься от предстоящих стартов…
– С кем из спортсменов подружились особенно?
– Со многими... Борзов, Алексеев, Блохин, Астаповский. К футболистам меня вообще всегда тянет, наверное, потому, что пришлось одно время играть за команду МГУ. После каждого матча приходил с сорванным голосом: видно, больше кричал, чем играл. Кстати, за пародию на Николая Озерова я совершенно официально, с соблюдением всех формальностей, был принят в федерацию футбола СССР.
– Давайте вернёмся к учащемуся кулинарного техникума. Вас не шокирует что он стал героем целой серии анекдотов?
– Совсем нет! Только бы он сам не опустился до уровня анекдотов. Думаю, этого не случится потому что, на мой взгляд, он чуть-чуть посложней, чем в этих байках. И если этот образ будет продолжать жить, то, надеюсь, ещё докажет, что вовсе не так глуп, каким кажется на первый взгляд. Ведь, по сути, это очень чистый человек. И только из-за того, что многие вещи понимает впрямую, попадает в глупые положения. Таким, во всяком случае, мы его задумывали. Это не страшно. Ибо давно замечено, что попасть в глупое положение может именно умный человек, поскольку дурак находится в нём постоянно.
– А кто придумал этого вашего героя?
– Аркадий Арканов и Лион Измайлов. Потом к ним присоединились Юрий Волович и, наконец, наш общий друг Семён Альтов. Это он, например, написал монолог «учащегося» о выборе жены: «Если женишься, нужно ли помогать своей жене? А если помогать, то как? Нужно ли брать на себя только мужскую часть её работы, или не мешать ей? Пусть гармонично развивается».
Кстати, именно Альтов помог мне найти новые темы, как мне кажется, более серьёзные, весомые, сейчас я исполняю шесть его миниатюр. Есть среди них, например, монолог человека, живущего по принципу: «Лучше прожить жизнь тихо, но очень долго». Этот герой высчитал, что если один шахтёр работает за шестерых, то пятеро таких, как он, могут ничего не делать. Есть там откровения и «борца с бесхозяйственностью», который не может пройти мимо того, что «плохо лежит». Он работает на музыкальной фабрике, поэтому ванна у него облицована «белым клавишем», унитаз – с двумя педалями.
– Значит, тесно стало в амплуа пародиста?
– Пожалуй. Работа с Альтовым привела к тому, что я почувствовал – хочется большего, нежели просто смешного номера. Именно эти монологи дали мне возможность поверить в свои силы и решиться на моноспектакль, который сейчас пишет для меня Аркадий Хайт.
– Представим на минутку, что ваш учащийся кулинарного техникума за новогодним столом – какой тост он бы мог предложить?
– Наверное, он сказал бы что-нибудь такое: «За моих коллег – представителей самой массовой профессии в мире. Потому что все у нас понемножку чего-то варят, чего-то жарят. Только как специалист советую: прежде чем начнёте есть свои блюда, дайте попробовать их гостям. На всякий случай».
Автор: Лев Сидоровский, Иркутск - Петербург
На фото: вот таким автор запечатлел Геннадия Хазанова в 1976-м.
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!