Компания МТС запустила мобильный аудиогид по КБЖД

Компания «МТС» запустила первый туристический мобильный аудиогид по Кругобайкальской железной дороге. Теперь туристы, путешествующие по КБЖД, при помощи смартфона могут услышать историю и легенды строительства одного из самых интересных машрута на Байкале.

Аудиогид создан при поддержке ВСЖД, агентства по туризму Иркутской области при участии Love Радио Иркутск в рамках общероссийского проекта МТС «Место Силы».

Аудиоэкскурсия по Кругобайкальской железной дороге охватывает 85 километров и рассказывает о 35 наиболее интересных локациях турмаршрута - Каторжанским тоннелям, карьерам из белого мрамора, музею Рериха, тоннеля желаний, Итальянской стенки, названной в честь архитекторов. Аудиогид  размещен на специализированной платформе аудиопутеводителей izi.Travel. Его можно скачать любому, кто установит приложение. Главное – не забыть наушники и заряд на смартфоне. Аудиогид работает автономно, мобильный интернет не расходуется, его можно подключиться в любом месте. Приложение с маршрутом также можно скачать по QR-коду, размещенному в рельсовом автобусе «Нерпочка», который недавно ВСЖД запустила для туристов.

Директор МТС в Иркутской области Владислав Божеев лично проехал с журналистами во время презентации аудиогида. Он рассказал, что компания видит увеличение турпотока в южную часть озера Байкала почти на 20% по сравнению с 2020 годом, и Кругобайкалка стала одной из точек притяжения.

Теперь маршрут стал более доступен и понятен. Проект «Место силы» направлен на создание необходимой инфраструктуры для защиты природных объектов, повышение уровня экологической культуры населения и его вовлечения в сохранение природного наследия, а также развития экотуризма. 

Кругобайкальская железная дорога - уникальный памятник архитектуры, который сочетает в себе красоту озера, гор, уникальные архитектурные сооружения и интересную историю. Построенная в 1899-1905 годах КБЖД насчитывает более 200 мостов, 38 тоннелей, галереи, станционные постройки и церкви.

«Глагол» предлагает вам познакомиться с отрывками из текстов двух локаций нового аудиогида. 

Тоннели «Каторжанские», они же № 6 и 7. Вы не ослышались – «Каторжанские». Никакой интриги здесь нет. Всё очень просто. Вы же помните, что строительство велось в 1902–1903 годах, во времена царской России. Именно на этом, третьем строительном участке Кругобайкалки – Култук – Слюдянка – Мысовая – широко использовался труд арестантов и ссыльнокаторжных Александровской каторжной тюрьмы, выполнявших различные трудоемкие работы. Расчет за работу производился с тюремным ведомством, а для каторжан применялись различные меры в качестве поощрения – «снятие оков с каторжных разряда испытуемых», сокращение срока каторги. На участке же Байкал – Култук, они же 1-й и 2-й строительные участки, опыт привлечения к работам каторжных и арестантов полностью исключался, так как производился большой объём взрывных работ… Лагерь каторжан находился в пади Каторжанка, в двух километрах от Толстого мыса. Они работали на самых тяжёлых работах – заготовляли камень в карьерах.  В пади Каторжанка до сих пор сохранился каменный карьер, где добывался и обрабатывался камень для строительства. Кстати, Каторжанским называется теперь и мыс, который прорезает седьмой тоннель. На берегу внимательный турист может заметить руины здания электростанции. Откуда здесь взялась электростанция? Дело в том, что для пробивки и разработки верхнего хода применялось машинное бурение, и их нужно было обеспечить энергией. Так, в пади Каторжанка была построена центральная станция, а при тоннеле установлены две рабочие станции для пневмоперфораторов. Для увеличения скорости проходки предпринимались попытки соединить два компрессора, чтобы рядом могли работать сразу два перфоратора, но стоимость работ при этом возрастала. И это при том, что бурение велось с обоих концов туннеля. В дальнейшем при выломке от пневматического бурения пришлось отказаться, так как оно было в четыре раза дороже ручного, а работу ускоряло только в два раза. В тоннеле работали в две смены по 12 часов при полуторачасовом перерыве. Попытки ввести трёхсменную работу дали увеличение расходов в полтора раза при незначительном ускорении проходки. Выломка тоннелей продолжалась чуть больше года.

Тоннель № 12, он же  «Половинный», прорезает одноименный мыс и выделяется среди других тоннелей своей длиной – 778,75 м (это самый длинный тоннель на Кругобайкальской железной дороге). Пробивался «Половинный» с большими сложностями. Геологи-изыскатели в 1900 году дали обнадеживающее заключение о геологическом строении этого района. Заключение об изысканиях давал профессор Петербургского горного института Иван Васильевич Мушкетов. В июне этого же года он посетил район изысканий. По его мнению, породы на байкальских берегах прочные, размывание пород водами озера приходится на мысы, а эти места как раз прорезаются тоннелями. Одним словом, Кругобайкальская железная дорога «безопаснее, чем многие альпийские» железные дороги. На самом деле изыскатели не учли некоторые геологические факторы, повлиявшие на сооружение всей железной дороги. Например, происхождение трещиноватости, наличие вечной мерзлоты, а также водонасыщенность горных пород. Все эти проблемы возникли во время строительства тоннелей и галерей. Поэтому длину многих тоннелей пришлось увеличивать в ходе строительства. Кроме этого, первоначально планировалось отделать только 2/3 тоннеля, а 1/3 оставить без отделки, ускорив тем самым работы по строительству тоннеля и снизив его стоимость. В действительности тоннель пришлось отделывать по всей его длине, потому что заключение геологов-изыскателей оказалось не совсем точным. А во время изыскания второго пути выяснилось, что в туннеле имеется интенсивная течь воды по швам кладки, которая зимой образовывала сильные наледи.  Как интересный факт отметим, что в тоннеле построены одна большая и четыре малые ниши. По всей длине тоннеля на высоте 30 см и 4 м расположено 380 отверстий.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

05.09.2021


Новости партнеров