Читая доклад

06 января 2018

1 января 2018 года был опубликован доклад "О состоянии гражданского общества-2017 в Российской Федерации". Традиционно такой доклад готовит Общественная палата РФ и ежегодно представляет его на суд активной общественности.

"Глагол" уже писал о том, что в доклад попал проект "Мобильный хоспис" организации "Близко к сердцу" из Ангарска. Сегодня мы решили просто почитать доклад с карандашом и выделить несколько тем, с которыми к нам обращается актив гражданского общества страны.

Часть первая: Гражданское общество между властью и гражданином.

Отсутствие диалога – прямой путь к росту социального напряжения. В последнее время заметно увеличилось число групп, пытающихся ставить собственные интересы выше интересов других сообществ и всего социума. Путь прямого противодействия этим попыткам неэффективен и подчас имеет обратный эффект: часть сообществ становится в своих требованиях еще более радикальной.

В 2017 году новыми задачами институтов гражданского общества стали противодействие деструктивному активизму, разъяснение того, что отстаивание своих взглядов в радикальной, экстремистской форме ведет к нарушению общественного порядка, подрывает стабильность в стране, противоречит конституционным правам граждан и ценностям российского общества.

Общественная палата Российской Федерации стала признанным институтом гражданского общества, одной из ключевых площадок для диалога активистов и представителей власти и бизнеса.По данным ВЦИОМ, в последние годы уровень общественного одобрения деятельности Общественной палаты Российской Федерации заметно вырос: в сентябре 2017 года ее деятельность в целом одобряли около 55 % россиян (в 2010 году – 24 %, в 2014 году – 38 %).

Важнейшим каналом взаимодействия гражданского общества с государством традиционно выступают СМИ. В информационной сфере в последние годы происходят кардинальные изменения: распространение получили новостные сервисы на интернет-платформах, которые технологически не предполагают даже создание сайта, – Телеграм-каналы, рассылки. Регулирование таких платформ по традиционным моделям невозможно, поскольку они не зарегистрированы как СМИ. На этом фоне продолжают терять аудиторию региональные СМИ, налицо определенный кризис доверия к профессии журналиста.

В итоге падает и финансовая устойчивость региональных СМИ. По результатам опроса Общественной палаты РФ, почти 90 % всех региональных СМИ с заметной тревогой оценивают собственное финансовое будущее...59 % СМИ, принявших участие в анкетировании, указали на недостаточную квалификацию журналистов и лишь 20 % – на административное давление со стороны властей в качестве главной трудности в работе.

В тех регионах, где губернатор хочет слышать голос общественности, общественные палаты играют заметную роль в представлении и отстаивании позиции различных групп населения... Однако во многих регионах общественные палаты по-прежнему не имеют собственной повестки, в диалоге с властями не «сопровождают» социальные конфликтные ситуации.

Нельзя обойти вниманием муниципальные общественные палаты (советы). В большей части региональных законов, регулирующих деятельность общественных палат, в федеральном законе о региональных палатах порядок формирования муниципальных общественных палат (советов) не прописан. Тем не менее в 52 регионах такие палаты (советы) уже сформированы, в том числе в 16 регионах они работают во всех муниципальных образованиях.

Сегодня существует только формальная оценка результатов деятельности общественных советов – по количеству проведенных мероприятий и их участников. Общественная палата РФ планирует изменить положение дел. С этой целью создана технологическая платформа для проведения регулярных конкурсов по избранию членов общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Общественная палата РФ видит свою задачу в том, чтобы подтолкнуть общественные советы к решению актуальных для людей вопросов. Также с активным участием общественных советов в Общественной палате РФ был подготовлен регламент оценки деятельности общественных советов.

Процесс укрупнения муниципалитетов, неравномерность расселения и концентрация населения в крупных городах и агломерациях не только обостряют проблему доступа населения к местному самоуправлению, но и приводят к отчуждению значительной части граждан от участия в решении локальных проблем. В 2017 году многие партии столкнулись с проблемой поиска кандидатов в депутаты сельсоветов. Люди не хотят идти в качестве кандидатов на выборы из-за невозможности реально влиять на ситуацию.

На фоне падения интереса к работе органов местного самоуправления растет неформальная активность в решении местных проблем, формируются разнообразные городские и сельские сообщества.

В последние несколько лет на сельских территориях набирает силу движение сельских территориальных органов самоуправления. Сельские ТОС возникают в поселениях, где в силу разных причин распались крупные предприятия и их не заместили фермерские хозяйства, остались не реализованными возможности развития несельскохозяйственных производств. Жители таких «брошенных деревень» с помощью механизмов самообложения и трудовых отработок стараются сберечь, отремонтировать оставшуюся инфраструктуру или же создать новые элементы благоустройства и памятные места.

Важным событием 2017 года стал запуск приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого отлаживаются механизмы прямого участия граждан в определении общественных пространств для благоустройства за счет федеральных средств. В первый год реализации проекта из федерального бюджета было выделено 25 млрд рублей, общий объем средств вместе с софинансированием из регио­нальных бюджетов составил 42 млрд рублей. Важнейшая задача проекта – дать людям почувствовать ответственность за свою собственность, помочь им понять, что благоустройство – это их проект, который они сами придумали и реализовали, а власть им в этом только помогала.

Серьезное развитие в последние годы получило инициативное бюджетирование, понимаемое как совокупность практик вовлечения в бюджетный процесс граждан, объединенных общей идеологией гражданского участия. Развивается государственная активность по вовлечению жителей в выбор проектов, финансируемых за счет средств бюджета, и последующий контроль реализации отобранных проектов. 

Тем не менее у населения есть запрос на укрепление института муниципальной власти. Сегодня 65 % россиян поддерживают идею выборности в регионах глав городов, муниципальных районов и сельских поселений путем всенародного голосования. 

Продолжение следует. 

Выделено "Глаголом". Фото из официального доклада Общественной палаты РФ. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также