Праздник Рождества: выражение в искусстве

06 января 2022

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой.

рождество

Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомимся с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

И снова обратимся к постоянной экспозиции Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачёва, где в одном из залов можно увидеть икону «Рождество Христово», датируемую первой половиной XVII века. Поступившая из коллекции московского врача Валериана Вадимовича Величко, она занимает одну из центральных стен и, несомненно, притягивает взгляды посетителей.

В центре композиции располагается Дева Мария с младенцем Христом. В ясли с возлежащим младенцем заглядывают вол и осёл – символы иудейского и языческого народов, которым равно принёс спасение Христос. Вокруг этого сюжета разворачиваются сценки с событиями, которые как предшествовали рождению Спасителя, так и случившиеся после.

В левом верхнем углу показаны волхвы, едущие на конях, — первые язычники, поклонившиеся Христу. Их ведёт ангел, указывая на путеводную Вифлеемскую звезду, к ней же устремлены взгляды и радостно вскинутые руки волхвов.

Справа от Богородицы с младенцем изображён погруженный в задумчивость Иосиф Обручник. Перед Иосифом стоит и беседует с ним некий старец, называемый пастырем (пастухом). Есть несколько версий, истолковывающих эту довольно странную фигуру: в старце видят то одного из пастухов, то пророка Исайю, предсказавшего Рождение Спасителя, то злого духа, искушающего Иосифа сомнениями в непорочности Девы Марии (а кривой посох в таком случае символизирует лживые домыслы).

В нижней правой части композиции мы видим царя Иудеи Ирода, отдающего страшный приказ об избиении младенцев, а по центру идёт изображение той самой трагической сцены.

Слева внизу изображена Богоматерь с младенцем на руках, сидящая на престоле. Волхвы подходят к ней с поклоном, по очереди поднося свои дары: золото (символ царствования), ладан (символ божественной благодати и святости) и смирну (аромат для умащения тел усопших, напоминание о предстоящей жертвенной смерти). Волхвы представляли три возраста, а по некоторым толкованиям, и три земных расы, славящих Господа: на иконах изображали умудрённого старца Каспара, зрелого мужа Балтазара и юношу Мельхиора.

Считается, что впервые Рождество Христово праздновали в Риме во второй четверти IV века, а истоки иконографии Рождества Христова восходят к изображениям в катакомбах и на саркофагах. Дошедшие до нас образы – гораздо более поздние. О Рождестве Христовом повествуют, дополняя друг друга, два евангелиста - Матфей и Лука, а также многочисленные сказания-апокрифы.

В настоящее время зимние праздники неразрывно связаны с традициями встречи Рождества. Одна из версий гласит, что даже обычай обмена новогодними (рождественскими) подарками обязан своим появлением как раз дарам волхвов, описанным в Библии. Так или иначе, но в этот праздник мы все становимся чуточку добрее и терпимее, а в душе непременно живёт ожидание чуда.

                                                                                                                 Мария Моженкова, искусствовед

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также