Правило третей Захара Сарапулова

Иркутянин Захар Сарапулов, которого многие знают по его активной общественно-политической деятельности, на самом деле очень добрый человек и блестящий фотограф. После окончания черемховской школы и исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова он работал в одном из заповедников на Камчатке, где много фотографировал. Сегодня "Глагол" покажет вам фотографии Захара. 

Особо любимо автору правило трете́й. Правило третей - это способ построения композиции, при котором вы мысленно расчерчиваете фото на равные части двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (как в игре «крестики-нолики»). Идейный центр вашей композиции должен располагаться не в центре и не по краям фото, а в одной из четырёх точек пересечения - «точке напряжения».

Как обычно, в качестве примера - фото птиц и животных. Захар рассказывает, что он больше всего любит фотографировать диких животных: за большинством таких фотографий скрываются километры горных троп и дни пути. Выследить в лесу животное и сфотографировать его - очень интересное, но довольно муторное занятие. К тому же, зверушки не будут вам позировать, поэтому ухищрайтесь и ищите ракурс, пока не сбежали.

Вот, например, заяц обозначает собой правую нижнюю точку напряжения, а дерево вдали - второстепенную точку. Если вы фотографируете динамичный объект, как соболь на фотографии, ловите его так, чтобы он двигался по диагонали «не в стену» (ближайший край фотографии), а к пустому пространству напротив. Оставьте ему немного свободного места для разбега. Обратите внимание на фон - он должен строиться по третям. Здесь мордочка медведя формирует левый центр напряжения. Белый сугроб на заднем плане сопровождает верхнюю и нижнюю разделительные линии.

Небо - ваш лучший помощник. Захар приглашает вас ловить любые атмосферные явления, как на снимках, где он он таким же образом "поймал" пепельный столб от извержения Карымского вулкана, размытый ветром. Делайте снимки за полчаса до восхода солнца и за час до захода - в время на объекты падает самое лучшее освещение. Тогда и слоистые облака на закате часто придают фотографии оттенок сюрреализма, а туманы - немного таинственности. И на забывайте про правило третей. Пусть важные объекты попадают в одну из «точек напряжения», как вулканы Кроноцкий и Крашенинникова, а перед ними - вся кальдера Узона.

И последний прием на сегодня - животные на фото получаются гораздо лучше, если снимать их строго с высоты их взгляда. Причём это относится и к крупным животным типа медведя, так и мелким вроде бурундуков (их постоянно сверху пытаются фотать), и даже к птицам в полёте (а этих снизу). 


06.04.2018