Издательство «МИФ»

Александр Шульгин: музыка, как ничто иное, воздействует на душу

Уроженец Иркутска, композитор, продюсер, предприниматель Александр Шульгин в беседе с корреспондентом "Дни.ру" рассказал о настоящем и будущем культуры. "Глагол" публикует отрывки из беседы.

- Музыка – составляющая часть этого мира, и как звуки мира она не может находиться в кризисе. Музыка может находиться в тупике. Как и иные формы выражения творчества, она находилась в тупике регулярно и выходила из этого только благодаря прогрессу и инновациям. Они давали новые инструменты для выражения, будь то музыка или изобразительное творчество. Вы помните эпоху Возрождения, когда под Европой подразумевался целый мир? Она называется эпохой Возрождения, потому что возрождалась из темных веков. Две трети Европы погибло, войны, колоссальные пандемии. А возрождению такому способствовали переход на другой технологический цикл, на другой уклад общества и появление новых инструментов.

Появился орган, который был сделан только благодаря технологическим инновациям. Если бы этого не произошло, у нас не было бы Баха. Соответственно, следующий этап инноваций в промышленности дал возможность сделать фортепьяно. Появился Моцарт, Бетховен. Следующий этап инноваций в деревообрабатывающей и металлургической промышленности дал нам возможность услышать большие оркестры. Дальнейшее развитие металлургической промышленности дало нам саксофон. Появилась возможность настолько изящно работать с металлом, в результате чего и появился джаз. Последующее открытие и проникновение в массы электричества позволило включить гитару в розетку. Мы получили рок-н-ролл с вытекающими оттуда стилями. Включили в розетку фортепьяно – получили синтезатор.

Компьютер дал электронную танцевальную музыку – EDM, все новые инструменты давали возможность заново осмыслить эти семь нот. Их всего семь, но благодаря новым инструментам ты их заново представляешь человечеству. 

Сегодня сделано столько музыки, что ты ее не переслушаешь. Когда iTunes начал работать, там было представлено 400 тысяч файлов со всего мира, сейчас в Soundcloud – больше 200 млн.

Смысл заниматься музыкой есть всегда. Музыка, как ничто иное, воздействует на душу, в первую очередь человека создающего. Если у тебя нет дара создания музыки, то нужно хотя бы ее исполнять. Поэтому детям важно учиться этому: для себя, для развития определенного настроя. Герман Гессе в "Игре в бисер" сказал, что настоящий мужчина должен уметь фехтовать, играть в шахматы и играть на лютне.

Классическая музыка в нашем понимании – это Шопен, Моцарт, Чайковский, и последним великим классиком я считаю Свиридова, он умер в 1998 году. Он же для своих современников писал. Как и каждый классический композитор, они все писали для современников. И важно то, что у него же была другая классическая музыка. Музыка актуальная современности. Свиридов зашел к слушателю через кино, через ТВ-программы. Вспомните программу "Время" с его "Время вперед", вспомните его вальс из фильма "Метель". Сейчас в фильмах и сериалах отсутствует музыка вообще. Сегодня весь наш кинематограф – это только диалоги героев, так дешевле снимать. Музыки там нет. Экономят на музыке. Зрителя обделяют музыкой.

В России почти нет музыкальной культуры. Все копируют все, не только в музыке. Мы не сможем ничего сделать, если не обратимся к корням. Нужен стимул, чтобы понять, что можно и нужно делать, и не копировать чужое...У нас нет ни одной звезды на небосклоне. В лучшем случае у нас есть бенгальские огни. Государство нужно мерить по уровню культуры: какие ученые, какие деятели культуры были в период правления. Народ не понимает: люди думают, что артисты, несущие пошлость, которая масштабируется – это культура. Нет, это не культура, это – искусственность, происходит подмена понятий.

Когда я увидел, что в Бурятии государственный народный ансамбль играет мотив Games of Thrones на своих инструментах, это меня натолкнуло на мысль, что в Сибири нет современной этнической музыки. Они играют английскую музыку, но это не этническая музыка, это музыка с применением их аутентичных инструментов.

Я работал над идеей год, собрал 27 музыкантов со всей Сибири и, используя только этнические инструменты, написал и записал 300 минут современной сибирской музыки. Я разговариваю с "Ростуризмом", говорю: "Вот смотрите, вам нужно привлекать людей. Вы возьмете ролики про Алтай, Байкал, а подложить звуковым рядом вам нечего. А если под эти виды подложить рок-н-ролл, то ассоциации совсем не те получаются". Я сейчас заканчиваю монтаж этого сибирского проекта, скоро выйдет.

Потом завершаю еще один интересный проект. Я взял своих новых 15 мелодий и сделал их на четырех разных музыкальных языках: на европейском, латиноамериканском, азиатском и славянском. Эти 15 произведений по-разному звучат.

Полный текст интеврью читайте по ссылке

Фото из открытых источников

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

07.01.2021


Новости партнеров

Бывших иркутян не бывает