Из истории Московских ворот в Иркутске

07 июля 2024

В 1731 году Сенатским указом был намечен к устройству тракт от Москвы до Иркутска – знаменитый Московский тракт.

ворота

Тракт подходил к городу на левом берегу Ангары, прямо напротив Владимирского храма, и, уставшие путники, воспользовавшись плашкоутной переправой, прибывали в Иркутск. Здесь они предъявляли документы и проходили регистрацию, после чего могли двигаться дальше. 

В 1811 году Московский (по названию тракта) въезд было решено украсить каменными воротами. Главным инициатором строительства ворот был губернатор Николай Трескин. Только такой губернатор как Трескин, мог «предложить» иркутским купцам построить ворота при въезде в город. 

Отказать в «просьбе», не опасаясь последствий, было крайне сложно. Для самого же Трескина это была возможность выразить всеподданнейшие чувства и лишний раз напомнить о себе, сделав приятное и сибирскому генерал-губернатору Ивану Пестелю. 

Торжественная закладка каменных Триумфальных ворот, которую освящал сам епископ Иркутский и Нерчинский Вениамин, производилась «при громе орудий». Возможно, к возведению Триумфальных ворот имели отношение сосланные в Сибирь, в Иркутск, после начала войны с Наполеоном, инженеры – французы Базен, Фабр и Потье. 

Строительство ворот дорого обошлось иркутянам. Всего ими было пожертвовано 12 739 рублей. 12 ½ копеек. Через два года после закладки, «на пустопорожнем месте при перевозе через Ангару» уже красовалось величественное сооружение. 

Это была внушительная постройка. Ворота в четыре этажа с помещениями и подъездами имели длину 12,54 метров, ширину – 4,61 метров, высоту – 19 метров. В воротах располагались 21 караулка и покой для перевозчиков. Над ними – покои для писаря, записывающего подорожные. В верхнем этаже – зал длиной 12,07 и шириной – 3,2 метров. Прочее пространство было занято лестницами. 

Сложено здание было из кирпича на растворе и снаружи оштукатурено, крыша – из листового железа. Все сооружение первоначально было окрашено в желтый цвет, а детали отделки – в белый. 

Выглядели ворота следующим образом. Два мощных пилона перекрывал аттик сложной формы, включавший два фронтона. По бокам пилонов поднимались восьмиметровые полуколонны. В отделке – использовались разнообразные лепные украшения. На нижнем фронтоне помещались два рога изобилия, изогнувшись – они рассыпали по всему полю цветы и плоды. В метопах фриза попеременно располагались голова быка, увенчанная венком, поставленный на бок готический щит, в поле которого помещались жезл Меркурия, зубчатый верх крепостной стены, знамя, алебарда и др. оружие. В нишах, обведенных рамками, была вписана дата: «12 марта 1801 г.» (день восшествия на престол императора Александра I). 

На одной из закладных досок была информация об инициаторах строительства ворот: «Сии градские ворота воздвигнуты иждивением Магистратских членов Бургомистров: Алексея Мясникова и Ивана Баженова, Ратманов: Гаврилы Белоголового, Александра Сибирякова, Александра Лычагова, Михайлы Мягкоступова и иркутского купца Лаврентия Зубова. План прожектирован губернским архитектором коллежским асессором Кругликовым под руководством которого производили строение колежский асессор Канарский, губернский секретарь Третьяков и колежский регистратор Карпушенков».

Мнения о художественной ценности Московских ворот были противоречивыми, но ворота, безусловно, стали символом города. Со временем ворота обветшали, их неоднократно собирались реставрировать, но денег, как всегда, не находилось. Сроки реставрации памятника отодвигались из года в год. 

В газете «Власть труда» в июле 1925 года отмечалось, что отдел местного хозяйства приступил к разборке Московских ворот. Вопрос был согласован с научным музеем. Музей согласился на разборку с условием сохранения некоторых архитектурных украшений. С 22 июля начались работы по фотосъемке и зарисовкам, обмеру памятника и составлению необходимой документации. Все данные были переданы научному музею. К 1928 году Московские ворота полностью разобрали.

К 350-летию основания Иркутска было принято решение восстановить Московские ворота. Они были воссозданы в 2011 году и снова служат украшением города. Профинансировал строительство фонд семьи Девочкиных. Единственный момент - ворота перенесли на 50-100 метров в сторону, так как на настоящем месте ворот располагается парковка Сбербанка.  

По материалам Государственного архива Иркутской области и другим источникам

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также