Территория БАМа: как военных с Украины перебросили строить станцию Дипкун

07 августа 2024

Глагол38 продолжает путешествие по БАМу. Теперь мы знакомим с восточной веткой магистрали от Тынды до Комсомольска-на-Амуре.

бам

Поселок Дипкун находится в 162 км на восток от Тынды, 1 930 км БАМа. Название поселка переводится с эвенкийского как «серебряный ключ» или «восемь ручейков». Площадь – 4 квадратных километра.

Поселок берет свое основание с началом строительства Байкало-Амурской магистрали. В марте 1975 года воины-железнодорожники под командованием подполковника Павла Васильевича Цыганкова (их перебросили в Сибирь с Украины и Молдавии, ранее это был Харьковский железнодорожный корпус) прибыли сюда из Тынды для начала строительства. 

Из интервью газете «Красная звезда» Героя Социалистического Труда, генерал-полковника Григория Когатько:

Выгрузка эшелонов, людей и техники, как правило, осуществлялась вне станции, в глубокий снег, под откос. Стояли морозы до 55 градусов. И первой задачей было согреть людей, раскладывать костры, растапливать печки-буржуйки. Ставились первые палатки. Но солдаты под руководством офицеров стойко трудности преодолевали. 

Постепенно налаживался быт. По зимникам, через замёрзшие мари и многочисленные водотоки стали выдвигаться в глубь тайги к своим пунктам дислокации первые подразделения. Так, в ноябре 1974 года первый санно-тракторный поезд 4-й бригады приступил к прокладке 168-километрового зимника из посёлка Тында на восток до будущей станции Дипкун. На преодоление этого пути потребовался месяц.

Первоначально поселок представлял временные палатки для размещения личного состава, чуть позже в Дипкун привезли жилые вагончики и щитовые сборные дома. 

На фото из фондов музея истории БАМА: строительство казармы, Дипкун, 1975

Из воспоминаний сибиряка (соцсети):

На Дипкуне решили в первую очередь дооборудовать палатки, каркасы которых готовил взвод от Тындинской бригады. В течение двух суток палатки были полностью оборудованы для всего личного состава Управления, в том числе одна для офицеров. В этой палатке простынями отгородили один угол для женщин, и так они жили два недели, пока на Дипкун не привезли жилые вагончики и не собрали первый щитовой домик.

Все невзгоды и трудности, полное отсутствие каких-либо бытовых удобств (отсутствие печей в палатках, в первые дни, спали на двухярусных нарах в шубах, вода - талый снег, питание из солдатского котла), женщины переносили мужественно и чем могли, помогали мужьям. За их мужество и стойкость их прозвали - «декабристками».

По прибытии колонны на Дипкун один вагончик сразу же определили под штаб: в одной половине командир, в другой – НШ и заместители. Цыганков прибыл из Тынды на Дипкун на третьи сутки после прибытия колонны...

В целом Цыганков он был неплохой командир, и мы с ним всегда находили «общий язык» за нашу недолгую совместную службу – с сентября 1973 года по март 1975 года. Бамовский климат отрицательно подействовал на его здоровье. В 1975 году он был уволен по болезни, уехал в свой родной Брянск и вскоре умер. Перед отъездом мы посидели в его вагончике, и он подарил мне настольные часы, которые я храню как память. 

На фото из фондов музея истории БАМа: панорама полевого городка полковника Иванова, Дипкун, 1986. 

Дипкун стал базой 4-й бригады 35-го корпуса железнодорожных войск, а также отдельный вертолетный отряд.

В составе объединений железнодорожных войск на восточной части магистрали действовали соединения и части:

Источник: Железнодорожные войска России

В соответствии с постановлением о начале строительства БАМа шефами строительства Дипкуна должны были стать строители из Калужской области, но капитальное жилье возводилось специалистами Московской области. Население будущего поселка в соответствии с постановлением планировалось в 500 человек, однако уже к 1989 году численность поселка достигла 5,3 тысяч человек.

Предполагалось построить 3,6 тысяч квадратных метров жилья, вокзал на 50 человек. Основные работы по сооружению объектов социальной инфраструктуры было поручено ССМП Подмосковье. Именно благодаря им было построено тринадцать пятиэтажных жилых домов, котельная, больница, вокзал, больница, магазины, школа на 392 учащихся, пять детских садов, здание торгово-общественного центра. В 1978 году по просьбе жен военнослужащих были выделены помещения для детской музыкальной школы.

На фото: железнодорожный вокзал станция Дипкун, 1989. 

На фото: общий вид поселка.

На фото: стела в поселке. 

Проектированием поселка занимались институт Мосгипротранс. Дипкун расположен на склоне сопке, по большому счету в поселке только одна центральная улица, идущая от вокзала к торгово-общественному центру, и несколько тупиковых улочек. Застройка поселка осуществлялась пятиэтажными домами серии 122, однако в силу большого уклона дома устанавливались на 25-метровые железобетонные сваи.

На фото из фондов музея истории БАМа: политинформация в батальоне железнодорожных войск, Дипкун, 1985

Центральная улица Дипкуна была названа улицей Мира. Своими концами она выходила на автодубрёр БАМа. Расходящаяся на юго-востоке на два луча улица Мира, и вновь сходящаяся на северо-западе, в своем внутреннем пространстве образовывала жилое пространство внутри которого строились многоэтажные дома, здания ТОЦ, детский сад, школа. На Северо-западе поселка вне границ улицы Мира расположился частный сектор с одноэтажными домами, называемый в народе «Подмосковье».

22 апреля 1979 года на станцию прибыл первый рабочий поезд, а 15 февраля 1981 года - первый пассажирский поезд.

По материалам Николая Байкалова, портал БАМ сквозь пространство и время, собств. источникам. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также