Бурлаки на Ангаре

07 ноября 2024

На Ангаре и её притоках люди тоже тянули бечеву, надев берестяную лямку через плечо. Поэтому их называли тягольщиками или лямошниками.

бурлаки

Известному собирателю фольклора Галине Витальевне Медведевой удалось найти фотографию 1959 года, где тягольщики, идущие по бечевнику, передвигают спаровку – паром с оборудованием для расчитки судового хода по реке Илим. В 1980-2014 годах рассказы русских старожилов о перевозке грузов и людей на Ангаре, Енисее и их притоках изучались в ходе полевых исследований, оцифровки данных, научной обработки. 

О том, как жила Ангара и её притоки, как по ним передвигались люди и перевозились грузы, можно познакомиться в текстах, которые публикуются на сайте Регионального центра русского языка, фольклора и этнографии. 

Глагол38 публикует отрывки одного из текстов. 

Для русских старожилов, проживавших на берегах Ангары, Енисея и их притоков, жизнь строилась относительно рек. Взаимодействие с соседними населенными пунктами и «большой землей» осуществлялось по ним, повседневные хозяйственные дела предполагали движение по реке.

Основные речные артерии Байкальской Сибири – реки Ангара, Енисей и их притоки – на протяжении длительного времени являлись транспортными магистралями региона, по которым осуществлялись перевозки грузов, товаров и людей. Отсутствие в этой местности разветвлённой и удобной системы трактов способствовало использованию рек в качестве транспортных артерий, несмотря на сложные фарватеры – наличие порогов, скалистых и обрывистых берегов, сложных климатических условий. «Раньше ведь самолётов не было, ехать не на чем было. Токо Ангарой. И вот подойдут к порогу, людей всех высаживают, бечеву на себя и попёр». 

По устным рассказам, вплоть до 50-х и 60-х годов XX века перевозка грузов и людей осуществлялась преимущественно по воде.

Не только экономика определяла необходимость передвижения по рекам. С ним были тесно связаны бытовые практики. В каждой семье имелась лодка, навыки изготовления, ухода за ней передавались из поколения в поколение. В сюжетах огромного количества зафиксированных рассказов и повседневные, и праздничные, и горестные события связаны с движением человека по Ангаре, Енисею и их притокам.

На этих реках для перевозки использовались различные типы судов. Сами жители рассказывали, что лодки строили из тесовых или пиленых досок или выдалбливали из ствола дерева, а по способу изготовления лодки называли долбленками, дощаниками, по месту изготовления - унженками, илимками.

Вот как вспоминала изготовление лодки Прасковья Иннокентьевна Анкудинова из села Кеуль Усть-Илимского района: «С дерева тонкое дерево чесали, делали днишше вот так, потом кругом вот эти приколачивали доски, назывались палубы. Кругом приколачивали их. А там была под вид вот распора (но оне по-другому назывались, забыла). И вот к им приколачивали эти доски, стягивали. И внизу корма была и нос был. И вот так приколачивали, сколачивали эти лодки. Потом рубили дерево сосновое, смоляное. Его топили. Там ямки специально делали, топили его, жгли. И смолокурки были, жгли вот в этих ямках. А там вкапывали чугуны. Смола туда топилася, и с этого дерева, и падала туда вниз. Называли смолу гнать. Потом эти чугуны вытаскивали. И сколько набиралось там смолы, вот эти лодки смолили. Дыры-то затыкали сначала коноплём, а потом замазывали смолой.

Лодка-или́мка грузоподъёмностью 25 центнеров имела размеры 180 см в ширину и 9-10 метров в длину.

В рассказах встречается упоминание о перевозке на крытой лодке 200 тонн зерна: «Большая лодка, двести тонн грузили и уплавляли в «Заготзерно» в Нижнеилимска». 

По другим рассказам, или́мка могла вмещать до 40 центнеров груза: «А летом была лодка крытая, деревянная большая лодка была, центнерох сорок в неё грузят».

Загрузка и разгрузка кры́той лодки осуществлялась по трапу: «И вот начинают, трап же, вот вы счас по трапу, а у них там специальный трап, сделанный как лесенка, доски на каждой, разгружать лес-то надо (к берегу же к самому крытая лодка не подойдёт)».

Грузить и разгружать илимку было тяжело. По рассказам, на барку вмещалось 40 центнеров груза и три коня.

Перевозку грузов на дальнее расстояние называли грузоизвозомПо рекам возили керосин, соль, лошадей, рыбу, сахар, посуду, пшеницу и многое другое.

После окончания Великой Отечественной войны ангарские территории поставляли зерно на Или́м: «Сначала у них тоже никого не было, тама-ка голодовка была, в Илиме-то. Ангарцы-то получше жили. Всё отсель вывозили туды, их кормили. А щас под после́док они хорошо зажили. Хлеба хорошие стали рожаться. Это до потопа [до затопления в связи со строительством Братской и Усть-Илимской ГЭС], потом-то кончили, и всё».

В Нижнеилимске располагался зернозаготовительный пункт всесоюзной конторы по заготовкам и сбыту зерна («Заготзерно»). Ещё пункты сдачи зерна были в посёлке Кежма и селе Воробьёво.

Капитолина Александровна Москвина из посёлка Невон Усть-Илимского района в 1982 году рассказывала о заготовках и перевозке продуктов: «За заготовку только ешшо там, эту от рыбу тоже сдавали государству. Посолишь там немного себе, а свежу там ели. А ету государству, засаливали и государству сдавали. Засаливали, а потом… Вот эти лодки ходили туда, даже и у нас лодки были эти крытые, и отгружали, и государству сдавали. И масло так же: заготовку брали с коров-то, всё сдавали. Хоть бы для себя от коровы-то ела, а то - государству. Вот таким путём всё. Очень было тяжело».

По рекам перевозили почту. Старожилы называли этот процесс водить или гонять почту.

По реке справляли лес. Этот процесс называли выгонкой. Ездили до мельниц и обратно, на острова в период осенова́ния и веснова́ния транспортировался скот (коровы, овцы), семена, сельхозтехника и работники.

В устных рассказах русских старожилов часто встречаются воспоминания о том, как мужчин забирали на фронт. На илимках привозили высланных немцев: «Сюды немцев привозили на Ангару, и всёй Ангаре-то раскидывали, по деревням. Вот илимка плывёт, пристанет к деревне, там сколь высадят, две-три семьи. Скинут, дальше плывут. Рассадили их в Приангарье много же».

По рассказу Александра Логиновича Трухина из села Манзя́ Богучанского района, в крытых лодках перевозили спецпереселенцев, в одной лодке помещалось примерно до 60 человек. Есть рассказы, где упоминается об утоплении раскулаченных в лодках.

По рекам часто возили представителей власти, а иногда из одной деревни до другой возили хоронить покойников.

По рассказам, на лодках передвигались с весны, с момента понижения уровня воды в русле после весеннего половодья, и до осеннего ледостава.

В зимнее время грузоперевозки по рекам не останавливались: «На лошадях скрозь ходили до  Нижнеилимска. Отсюда повезут зерно или мясо. Колхозы же были, заготовку сдавать надо. Оттуда груз: керосин, соль тама-ка, чё такое. Возили. Как река встаёт, так всё. Ну, декабрь, и всю зиму ходят, пока река хорошая, всю зиму ходят в дорогу».

Зимние дороги называли белодорожье, белая или рубленая дорога.

По замерзшим рекам через торосы вручную рубили санный путь. Эту работу делили между жителями соседних населённых пунктов. Для этого использовали топор, кайло, пешню. Дорогу расчищали, идя навстречу друг другу из двух населённых пунктов. Путь помечали. Вехами служили шесты, изготовленные из тонкого ствола срубленного дерева.

Зимние дороги использовались не только в хозяйственных целях. На традиционные съезжие праздники гости из соседних деревень приезжали после того, как была оборудована зимняя дорога. По зимним дорогам ходили с иконами.

Путь от Кежмы до Енисейска и обратно мог составлять неделю, а в некоторых случаях путь в одну сторону мог продлиться две недели. Это зависело от направления и силы ветра на реке. Путь от Ёдормы до Нижнеилимска протяжённостью 250 километров проходили за четыре дня.

Передвижение по Ангаре и Илиму, в зависимости от типа местности, осуществлялось на вёслах, бечевой, на шестах, под парусом. Скорость передвижения лодки зависела от направления и силы ветра. Старожилы различали два ветра на реке – верховичок и низовка.

Сильный ветер называли ломовым. При ломовой низовке более лёгкие лодки приставали к берегу, а или́мки могли продолжать движение, не боясь волн. 

Если ветер дул против движения, использовали деревья, которые опускали под лодку в воду, чтобы течение помогало лодке преодолевать встречный поток воздуха: «Вот пристают к берегу, вырубают ель здоровую и под лодку её подныривают, эту ель, чтобы пушше несло. Ель же, у ней ветки-то огромные, воды-то забират она больше, и несёт быстрее».

Передвижение на лодке при помощи вёсел называли: на гребях грестись. Весло, которым гребут (в противоположность кормовому, которым правят) называли греб или гребля.

Если ветер дул по ходу движения, на крытолодках использовали парус, который могли изготавливать из деревьев. На паруса шёл самый крепкий материал – лён. 

В местах непроходимых по берегу лодкой управляли с помощью шестов. Конец шеста оковывали железом.

Нос лодки, к которому был привязан канат, носил название бухта. Верёвку, один конец которой крепился на носу, а ко второму крепилась бечева, поднимали на два метра вверх, чтобы она случайно не попала в воду.

Тропа вдоль берега реки, по которой передвигались люди (кони), тянувшие лодку бечевой против течения, называлась бече́вник, или бечевая дорога. Лодки тянули таким образом до Ке́жмы, до Зятей, до Нижнеили́мска.

Лошадьми управляли дети 10-14 лет. Работа тя́гольщика была изнурительной, часто приводящей к травмам.

В случае, если тянуть лодку лошадьми было невозможно, эту работу выполняли люди: «Вот у нас там была Плита. Кода большая вода, лодку крыту кони взять не могут, чтоб вытянуть её. Там тако место - камни скрозь, лошадям-то никак идти-то нельзя. И вот собираются народ, человек пятнадцать - двадцать, отправляют нас сюды, на Плиту, поднимать лодку. Все бечевой помогаем лодку, чтоб Плиту поднять».

По рассказам Матрены Егоровны Москвиной из cела Карапчанка Усть-Илимского района, на Симахинском пороге люди тянули бечеву вместе с лошадьми.

Люди тянули бечеву босиком или в носках из конского волоса.

Для людей, идущих бечевой, использовались лямки, изготовленные из бересты. Вот как описывал устройство бечевы Егор Иванович Кокорин из посёлка Кежма Кежемского района Красноярского края: «У кажного своя лямка. К этой бечеве от каждого идёт, от твоёго пояса идёт верёвка.

Первый идёт с общей верёвкой, а к нему оне прицепляются, ну, на расстоянии, чтобы друг другу пятки не оттаптывать, вот и всё. Между вами чтобы было где-то санти́метров шестьдесят - восемьдесят».

Работников, идущих бечевой, называли лямошниками. На эту работу могли нанимать жителей ближайшего к порогам села. Артель, осуществлявшую перевозку грузов по реке, называли вата́гой. 

Особую трудность представляли и пороги на реках, и большие габариты лодки. Самые крупные и опасные камни на порогах с самыми большими волнами называли быка́ми. Чтобы передвигаться на таких участках рек, приходилось лавировать на лодке между камнями.

По устным рассказам, сразу после Быка (порога рядом с деревней Бадарма на Ангаре) был водоворот, носивший название Бада́рминский сосун, который также представлял опасность для судов и людей. 

«И вот эту лесину несёт в Бадарминский сосун. И вот её вот так повернуло, и она ушла, засосало. А это было посреди Ангары, а мы пловём. Боялись, туда-то чтоб нас не засосало, поближе к берегу. Смотрим, чё будет. Она оттуда вы́курнет, чи́ста - ни одного сучка на ней. Вот чё было! Такая силишша!».

Передвигаться на лодке по порогам вниз по течению называли спускать порог, а вверх по течению поднимать порог.

Лоцманами были местные жители – ангарцы. Они знали пороги и умели спускать по ним лодки: «Ангара же порожистая. Порогов же много на Ангаре. И были лоцмана, ангарцы же, лодки спускали».

Не всякий лоцман брался проводить по порогам лодки: «Были старшие отдельно, лоцман отдельно был. Старший доводит до порога, а под порог спускат лоцман. Сначала поро́г надо подня́ть. Подымать-то не кажный лоцман берётся».

Знающие пороги лоцманы ценились, за спуск лодки платили деньгами. Лоцман управлял лодкой с помощью весла. 

​Полный текст читайте здесь

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также