Восточный взгляд на всемирную «Лесостепь», или новая выставка Зорикто Доржиева в Иркутске

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомимся с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

«Лесостепь» Зорикто Доржиева, раскинувшаяся в Галерее Виктора Бронштейна – это история о различие и единстве мира, Востоке и Западе, философское размышление о прошлом и настоящем.

Зорикто Доржиев – яркий представитель современного искусства Бурятии. Ему близка философия человека степей, этническая составляющая образного мира. Азиатские мотивы переданы в формах европеизированного искусства, и это неудивительно. Зорикто выходец из семьи живописцев. Его отец, Бальжинима Доржиев, заслуженный художник Российской Федерации, ученик Евсея Моисеенко. Сам Зорикто получил академическое художественное образование в Красноярском художественном институте. Живописуя историю воинов и принцесс, существующих в бескрайней Вселенной кочевника, Зорикто раскрывает ее через цвет ускользающих эмоций и сокровенных тайн. Суровая реальность, поникающая в древнюю легенду через металл оружия и логистику микросхем, соединяется с традиционными восточным орнаментом и силуэтами извечных образов. 

Работы Зорикто затрагивают глубинные области души человека, независимо от культурной принадлежности интернационального зрителя: выставки художника проходили в Русском музее, галереях Лондона, Нью-Йорка, Монако, а представленные в Иркутске работы первоначально входили в проект «Новая степь», представленный в 2019 году на Венецианской биеннале.

История цивилизаций раскрыта в «Шелковом пути», серии из живописных полотен и скульптур. Путь всадника-война, находящегося в постоянном движении, символизирует те процессы, которые постоянно проходят в переменчивом человеческом мире, с его непрерывным развитием, миграцией, новыми открытиями. Силуэты всадников хранят в себе отпечатки разных культур и эпох, от шедевров японской графики до современного автомата и камуфляжа.

Известной и печальной историей любви навеяна серия «Чио Чио Сан». Наполняя холсты узнаваемыми образами, погруженными в символику текстов, цифр, отпечатков и орнаментов Зорикто размышляет о цикличности человеческих чувств от зарождающейся влюбленности до полного охлаждения.

Наиболее ярко баланс Востока и Запада прослеживается в работах, ставших отсылками к шедеврам европейского искусства. Это «Дама с горностаем», сохранившая общие черты произведения великого Леонардо, но перевоплотившаяся в степную принцессу. Трагична «Пьета», вневременная и понятная в любой точке мира история о материнской боли и печали утраты.

Зорикто Доржиев - один из художников, рассматривающих этот мир, с его переменчивостью и кажущимися противостояниями, как неразрывное целое, как всемирную степь, объединяющую народы, культуры, эпохи. Через восточный взгляд кочевника-философа, художник делится со зрителем своими размышлениями, подталкивая вырваться на время из проносящейся  мимо современности.

                               Алина Свердлова-Александрова, искусствовед

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

08.07.2021


Новости партнеров