«Свой Колчак». Режиссер Елена Демидова о любви к Сибири, новом фильме и съемках в Иркутске

09 марта 2020

В Иркутске состоится II международный фестиваль «КнигаМарт». В город приедет режиссер-документалист Елена Демидова, чтобы представить иркутскому зрителю свой новый фильм «Александр Колчак. Незаконченная история».

демидова

Эту ленту о трагической судьбе адмирала режиссер снимала в Санкт-Петербурге, Омске и Иркутске. Оксана Цепилова расспросила Елену Демидову о том, что же ждет иркутян на премьере 16 марта, а также о съемках и личном отношении к Сибири.

- Елена, как так получилось, что вы, московский режиссер, сняли в Сибири уже три фильма подряд?

Елена Демидова: На самом деле даже больше чем три фильма. В 2014 году вышел «Мужской выбор», о вахтовиках, добывающих газ на Ямале. Спустя два года было «Прикосновение ветра» - экспериментальный фильм, соединяющий в себе игровое и документальное кино. После него «Феномен Этигэлова. Загадка бурятского ламы», в 2018-ом году. И последний фильм – «Александр Колчак. Незаконченная история», важная часть которого снималась в Иркутске. А совсем давно, в 2007 году был еще и фильм «Ковчег», снятый в поезде от Уренгоя до Адлера. То есть, получается даже пять картин.

- Это случайность или результат особого отношения к нашим краям?

Е. Д.: - Сибирь, конечно же, очень интересна для документалиста. Это прежде всего мощные человеческие характеры, не менее мощная природа и непростые человеческие судьбы. Например, Москва, со своей почти уже тысячелетней историей, все равно всегда про современность, которая в ней настолько плотная, что слои истории просто придавливаются ею и прессуются. 

А в Сибири прошлое прорастает в настоящее, оно проявляется в нем так или иначе, оно более близко и горячо. Именно это показали и съемки фильма о Колчаке – оказалось, что гражданская война до сих пор отзывается в сегодняшних событиях, люди страстно спорят и ведут нешуточную борьбу, о чем в Москве и головы бы никто не поднял. И это и есть предмет кино – вот это вот живое и горячее переживание.

- Ваш фильм «Прикосновение ветра», снятый в Бурятии, очень поэтичный. Я сама видела, какие переживания он вызывает у зрителя, настолько аккуратно и с любовью вы отнеслись к этому материалу. Работая над ним вы уже были знакомы с буддийской культурой?

Е.Д: - Бурятию я открывала для себя в процессе. Фильм «Прикосновение ветра» пришел ко мне в лице игрового режиссера Ольги Веремеевой. Это была ее идея, ее мечта, ее жизнь. Бурятия – очень необычное и интересное для кино пространство. Здесь совершенно необычным образом соединяются уникальные буддийские традиции, ритуалы и постсоветская типичная для всей страны обыденная жизнь. Здесь в одном человеке могут сочетаться разные культуры и есть свои законы существования, которые московская актриса Юлия Ауг открывала для себя в образе главной героини в игровой истории, а также в реальности, которую я фиксировала своей документальной камерой, после чего мы соединяли эти два потока на монтаже в единую историю.

Замысел фильма о хамбо-ламе Даши Доржо Этигэлове естественным образом возник во время этих съемок.

 - Не страшно было браться за фильм об Этигэлове? Ведь само существование его нетленного тела - это необъяснимый с точки зрения науки феномен. Что уж говорить о его мудрых изречениях, которые ламы начали «получать» от него несколько лет назад практически из «параллельного» мира?

Е.Д.: - Была огромная ответственность, но при этом безумно интересно, ведь на самом деле это же история про устройство мира, про чудо и его существование в нашей реальной обычной жизни. Ну и про буддизм вообще, про то, как он живет и дышит, как существует здесь у нас в России. Для режиссера это редкая удача.

Можно сказать, что по-настоящему я узнала и почувствовала и Бурятию и буддизм только во время съемок фильма об Этигэлове. Мы побывали в самых важных сакральных местах этого региона, встречались с людьми, через которых понимали то, что никогда не вычитали бы ни в одной книжке. Для меня это был очень важный опыт, экзистенциальный в том числе. Он не до конца передается словами, это еще и про чувствование, про понимание, про визуальные впечатления. Мне кажется, это очень важно для режиссера. Я думаю, этот опыт как-то проявился и в фильме о Колчаке – я просто лучше чувствовала то пространство, в котором разворачивалась его история, и Иркутск, в частности, и вообще Сибирь.

 - Личность Колчака в России воспринимает очень и очень по-разному. Вы наверняка и сами почувствовали, что в Иркутске к этому вопросу относятся терпимее всего, и на это есть целый ряд причин. Каким Колчак во время работы над фильмом стал для вас?

Е.Д.: - Личность Колчака не просто воспринимают по-разному – это слишком мягко сказано. В Омске так вообще страсти зашкаливают. Иркутск спокойнее, мне кажется, во-первых, потому что все-таки здесь было много других личностей и событий в то время. А во-вторых, в Иркутске в перестроечное время были люди, которые очень точно и правильно работали с мифами о Колчаке, рассказывали о нем, возвращали его человеческую историю.

Вы увидите, как в фильме иркутский журналист Роман Днепровский показывает мне этикетки от пива «Колчак», и это мне кажется на самом деле самая крутая история, делающая Колчака «своим», местным. И правда, он же здесь венчался, отсюда уезжал на войну, здесь погиб, и гибель его вызывает человеческое сочувствие. 

Очень благодарна я Олегу Никоноренко, сотруднику иркутского СИЗО № 5, который сделал настоящий музей с тюрьме. Благодаря его стараниям мы можем попасть в ту самую камеру, в которой Колчак сидел в последние свои дни и откуда его увели на расстрел. Это место вызывает очень большие эмоции, ты сочувствуешь Колчаку уже не как исторической фигуре, а как реальному человеку. Моряк, полярник, военный морской командир – он мог прожить совсем другую жизнь, трудную, однако счастливую и яркую. Но случилась революция и весь этот безумный круговорот, в который попали все.

Он ни разу не сухопутный полководец, не интриган, не политик. Но он сделал свой выбор, и приняв его, неминуемо шёл уже к той иркутской проруби. В фильме мы очень подробно разбираем эту линию. В частном смысле, он был нервным, одновременно жестким и сомневающимся, ему важно было человеческое одобрение. Да, он был наверное и жестоким, но жестокость его не была той, которую ему приписывают. Он не подписывал расстрелов как Ленин и Троцкий, но жестокости его подчиненных и соратников тем не менее ложатся и на него, поскольку он верховный, он главный.

Как сказала одна из зрительниц на показе в Омске: «Жалко всех». И это правда, всех жаль, всем сочувствуешь – и Колчаку, и крестьянам, и горожанам, всем этим телеграфистам, гимназистам, мелким предпринимателям и чиновникам, всей этой «белой» публике, которая была буквально потом сметена как ураганом. А на месте гибели адмирала, стоя у реки, мне было безумно больно, он для меня уже был не чужим человеком, и несмотря на мое предыдущее общение с буддистами, во мне вдруг проснулся христианский человек. То, что тело не предано земле, это ощущалось как очень тяжелый момент.

- Правда ли, что этот фильм вы снимали вместе с иркутским кинооператором?

Е.Д.: - Правда. С Андреем Закаблуковским мы снимали в Омске и в Иркутске. У него очень чуткая камера, очень хороший глаз, и он умеет взаимодействовать с героями, не строя их, не нарушая реальность, а становясь ее частью.

- Что еще для фильма вам дал Иркутск?

Е.Д.: - В Иркутске очень хорошо работалось. Я нашла здесь людей, которые рассказали ключевые истории для фильма. Это историк Павел Новиков, журналист и краевед Алексей Петров. Очень благодарна я и тем людям, которых мы снимали, но их истории не вошли в фильм. Я хочу особо поблагодарить в связи с этим библиотеку имени Молчанова-Сибирского и лично Максима Куделю. Очень благодарна я писателю Валентине Рекуновой, чьи прекрасные рассказы о человеческих историях столетней давности, разговоры о газетах и сложной общественной жизни были безумно интересны. 

Они не вошли в фильм только потому что сложившаяся драматургия фильма не позволила - в то время когда речь шла уже об Иркутске, все драматургически шло уже к той проруби и эти эпизоды тормозили бы историю. Но я думаю эти рассказы использовать когда-нибудь еще, так они хороши! Очень благодарна я сотрудникам краеведческого музея, иркутским железнодорожникам. Ну и сам город очень живой, очень соразмерный человеку, очень многообразный.

- Чем ваш фильм о Колчаке отличается от других фильмов? Что нового он расскажет зрителю и кому вы бы рекомендовали его посмотреть?

Е.Д.: - Одну и ту же историю разные режиссеры рассказывают по-разному. Для меня здесь было важно, что этот фильм ни в коем случае не пересказ известных истин. Это фильм-исследование, во время которого я сама открывала для себя и историю и конкретную человеческую судьбу. Соответственно зритель вместе со мной может размышлять и думать. Фильм не за «белых» и не за «красных». Он про людей, которым пришлось жить в такое время. Фильм про выбор, который мы делаем и про плату за ошибку. Мне кажется, он для любого зрителя – молодого, взрослого, любых убеждений и взглядов. Он про нас сегодняшних, через прошлое пытающихся понять будущее.

Где посмотреть:

Филиал ВГИК им. С. А. Герасимова (ул. Розы Люксембург, 170)
16 марта. 14:30. «Адмирал Колчак. Незаконченная история». 

Кинотеатр «Художественный» (ул. Карла Маркса, 24)
16 марта. 18:00. «Адмирал Колчак. Незаконченная история». 

После каждого показа зрителей ждет встреча с режиссером и обсуждение.

Беседовала Оксана Цепилова, Центр развития кинематографии имени Леонида Гайдая

Генеральные партнеры фестиваля - министерство культуры и архивов Иркутской области, Иркутская нефтяная компания. 

Партнеры фестиваля - конкурс социальных проектов «Губернское собрание общественности», Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ, книготороговая сеть ПродаЛитЪ, Иркутская областная юношеская библиотека имени И. Уткина, Иркутская областная детская библиотека имени М. Сергеева, ИРНИТУ. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также