Экспертный клуб: Олег Яценко о том, что школа выжила, но растеряла коллективизм

15 октября 2019

"Глагол" традиционно на своих страницах публикует материалы опросов "Экспертного клуба Иркутска". В этом месяце мы много говорим об образовании, развитии иркутской школы и поздравляем учителей с профессиональным праздником. Представляем мнение директора Центра профориентации PROF.Navigator Олега Яценко: 

Современная школа - это не очень качественная лоскутная проекция великой советской педагогики на рыночные реалии сегодняшнего дня, которую создавали ускоренными, а порой, хаотичными методами в очень жестких условиях реформ девяностых. Школа выжила, но растеряла лучшее - парадигму воспитания человека и коллективизм, а приобрела не самое лучшее - слепую борьбу за оценки, бесконечную статистику и отчётность минобра, за которой этот человек совсем теряется.

Учитель, который должен быть основой воспитательного процесса, является по факту бесправным винтиком и обслуживающим узлом данного процесса, теряя последнюю мотивацию - дух творчества, созидания и радости общения с детьми.

Школа живет - она не может не жить, потому что является одним из базовых институтов воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Из положительных моментов отмечу существенное улучшение материальной базы – в большинстве школ новые ремонты, оснащение компьютером и проекционным экраном, приведены в порядок актовые залы, наведен порядок в коридорах и рекреациях, контролируется пропускной режим и безопасность, улучшились столовые и питание. По-прежнему плохо с туалетами и санузлами, традиционно отстают наглядные пособия, плохо с реактивами в химии и наглядными пособиями по физике. Очень радуют новые школы, создающие просто фантастическое настроение и учащихся, и у учителей.

Но пока нет главного - труд учителя не оценивается по достоинству! Эта сложнейшая профессия, требующая призвания - множества душевных сил, большого сердца и искренней любви к детям, не является престижной, потому что должна оплачиваться в три раза выше, чем сейчас. На это стоит перераспределить доходы госкорпораций, потому что школа - основа будущего страны.

Изменения в школе идут бесконечно. С одной стороны, это нормально, так как школа обязана реагировать на изменения, но нужна синхронизация этих изменений, основанная на базовых ценностях - учителя должны понимать цель их работы. Это - не оценки ЕГЭ по математике и русскому. Это - гармоничный человек, понявший и раскрывший в школе свои способности на пользу обществу.

Думаю, что нужно максимально освободить учителя от бюрократии, проверок прокуратуры и бесконечных надзорных органов. Пусть эти проверки берет на себя само министерство. Нужно существенно сократить и упростить отчетность, внедрив автоматизацию, активнее строить сетевые взаимодействия с негосударственными образовательными структурами и бизнесом, и не отгораживаться от общества стеной показателей и нормативов минобра, которые сами по себе не делают человека образованным, гармоничным и счастливым.

Напомним, что "Экспертный клуб-Иркутск" работает с июля 2019 года. В рамках проекта проводятся еженедельные экспертные опросы и оффлайн-встречи, о которых можно прочитать на официальной странице клуба. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также