Искусство женщинам покорно

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомиться с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Весьма своеобразная выставка недавно открылась в главном здании Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачёва. В отличие от традиционной концепции, когда женщина в искусстве выступает как муза (а по совместительству и главный объект искусства) выставка «Художницы. Искусство женщин XIX–ХХI вв.» собрана исключительно из авторов, принадлежащих прекрасному полу. Среди них можно встретить как известнейшие имена минувших эпох: Анна Голубкина, Любовь Попова, Зинаида Серебрякова, Вера Ермолаева, Наталья Гончарова, так и наших современниц: Наталья Довнич, Регина Присяжникова, Яна Лисицина, Анастасия Свинарева и других.

Удивляет не только обилие имён, но и разнообразие видов, техник и жанров. Если отойти от извечного спора про мужские и женские сферы деятельности, то искусство, пожалуй, одна из наиболее благодатных площадок «игры на равных».

Разговоры о концепции «женского искусства» ведутся ещё с конца XIX века. В XX веке проблематика женщин в искусстве приобрела новый поворот, но до сих пор искусствоведы не пришли к единому мнению.

Женская рука твёрдо и уверенно касается кистью холста, проводит резцом по основе для гравюры, смело высекает из камня задуманную мысль и ваяет предметы прикладного искусства.

Полифония жанров не оставит равнодушным даже самого капризного зрителя. Портреты, натюрморты, пейзажи, бытовая живопись, анималистика и этнические мотивы. Они наполнены жизнерадостностью и философией, тонкой иронией и созиданием, и, конечно же, любовью. Причудливая картина мира, сотканная из абстракций и реализма, экспрессии и фэнтези, чуть приправленная романтизмом. Творческая кухня женщины также безгранична, как и она сама.  

Возможно, единственная тема, которую дамы интерпретируют весьма деликатно – это война. Всё-таки женщина, как продолжательница жизни, крайне редко проявляет  мортидо.

Да и какой смысл имеет спор о превосходстве и разделении, когда можно позволить себе просто получить удовольствие от соприкосновения с очередной порцией прекрасного!

                                                                          Мария Моженкова, искусствовед

На фото: Рубцова Н. А. Декоративное блюдо из серии «Вечер». 1979, майолика

Довнич Н. А. «Иркутские качели». 2011, х.м.

Назарова Л. Н. «Пельменный сервиз». 1984, фаянс

Лепорская А. А. Сервиз для завтрака «Декоративный». 1956, фарфор, надглазурная роспись, подглазурная роспись, трафарет

Новикова Г. Е. «Автопортрет в интерьере». 1979, х.м.

Голубкина А. С. «А. Н. Толстой». 1911, гипс тонированный

Соловьева-Домашенко Т. В. «Ленинградская зима». 1980, бумага, офорт, акватинта

Свинарева А. В. «Уходящее» из серии «Отражение». 2020, смешанная техника

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

18.02.2021


Новости партнеров