Юрий Яшников: Людям сейчас, как никогда, нужны герои
19 января 2023
Главное, что на нас свалилось в хорошем смысле этого слова, – это 100-летие Леонида Гайдая.
Юрий Яшников – знаковая фигура для Иркутска. Кинорежиссер, продюсер, организатор Байкальского фестиваля регионального кино. С его именем связаны такие фильмы, как «Русский Морган», «Иркутские песни о главном», «Похабовск. Обратная сторона Сибири» и показанный в канун Нового года в интернете игровой фильм «Без неба» с Дмитрием Певцовым в главной роли. Несколько лет назад Юрий стал участником клуба «Байкальские стратегии». В интервью Елене Лисовской он рассказал, как научиться писать гранты, почему каждому региону нужен свой герой и когда планируется начать съемки самого сериала «Откуда руки растут», читайте в нашем материале. Полностью интервью можно прочесть на сайте Делового клуба «Байкальские стратегии». А мы публикуем самые интересные фрагменты этого интерью.
Сейчас Юрий руководит двумя организациями: «Кинокомпанией Юрия Яшникова» и «ГайдайЦентром». И история каждой так или иначе связана с клубом «Байкальские стратегии». Например, документальный фильм «Русский Морган» был завершен, по собственному выражению режиссера, при невероятном стечении обстоятельств и во многом благодаря клубу «Байкальские стратегии».
- У фильма была очень сложная точка в истории: сценарий написан, съемки проведены, рисунки сделаны, но мы не могли подобрать актрису, - вспоминает наш собеседник. - К тому времени сменили уже две женских партии, но не могли добиться нужного результата. Второй сложный момент был связан с тем, что режиссер фильма Анастасия Зверькова не могла найти в российских архивах кадры хроники с главным героем фильма Николаем Александровичем Второвым. Она написала по миру, откликнулся английский филиал французской студии «Пате». Там ответили, что есть хроника, но её стоимость составляет сотни тысяч рублей, а срок, на который она предоставляется, - пять лет. Для примера: стоимость российской хроники - 1,5 тыс. рублей за минуту и предоставляется она навсегда.
Тогда мы с Анастасией пришли на одно из мероприятий «Байкальских стратегий», его ведущий упомянул, что мы как раз работаем над фильмом. Председатель клуба Галина Ивановна Кузняная спросила, в какой стадии находится проект. Мы ответили. Состоялся разговор и в итоге было принято решение подать заявку на грант в фонд президентских грантов от клуба, у которого был большой опыт как в разработке, так и в реализации проектов. Мы получили финансирование, благодаря которому удалось выкупить хронику и записать известную актрису, мировую звезду Каролину Грушку, которая озвучила иностранную журналистку.
Когда фильм «Русский Морган» был готов, он был невероятно тепло был встречен зрителями в самом широком смысле этого слова. Это и несколько сот тысяч просмотров в интернете, чего редко добиваются документальные фильмы. Это и потрясающая редакция самых разных зрителей в кинотеатрах, где нам доводилось показывать этот фильм.
- Как вы полагаете, в чем секрет картины?
- Когда Настя предложила сделать фильм об этом герое, историки сказали: «Да у него только одна фотография!» Тогда Настя придумала уникальный режиссерский микс из архивных кадров, фотографий, рисунков, графики, натюрмортов. Человека давно нет, но на экране он оживает и понятен всем – и школьникам, студентам, и мэру Иркутска Руслану Николаевичу Болотову, который посмотрел фильм одним из первых в кинотеатре.
Ещё одной важной составляющей успеха я считаю то, что в документальное кино Настя заложила прием из игрового кино – герои разговаривают, а не диктор озвучивает их. Мы слышим героя, его диалог с журналисткой раскрывает его личность лучше, чем факты из биографии. Одновременно в России безумно популярным стал жанр видеоинтервью, который буквально ворвался в медиасреду.
Помню, мы с Анастасией летели на очередной фестиваль представлять «Русского Моргана» и решили поразмышлять о том, почему-то именно этот фильм приглянулся зрителям. Сходу удалось набросать 20 пунктов, 20 слагаемых успеха. Перечитав их ещё раз, мы поняли, что это - технология создания документального фильма об историческом герое, о котором сохранилось очень мало архивных материалов. И такой герой в Иркутской области ни один. Это не только Николай Второв, но Александр Вампилов, Леонид Гайдай, конструкторы, уроженцы Иркутска Михаил Миль и Николай Камов, исследователь Иван Черский, городской архитектор Иркутска Владимир Рассушин и другие.
Я считаю, что человеку нужны корни. А каждый из нас – это продолжение своих родителей и тех, на кого он ориентируется, когда выстраивает свой жизненный путь. Но вышло так, что повестку с точки зрения героизации диктует федеральный центр и делает это, исходя из своих соображений и ценностного ряда. Он выхватывает героев и говорит: «Вот, на кого мы будем ориентироваться!» Но мир очень разнообразен и есть те, кто не попадает в этот пантеон, а достоин этого.
Взять того же Николая Второва. Человек из Иркутска смог построить империю мирового масштаба. Почему в Иркутске о нём так мало знают? Почему наши предприниматели спрашивают: «Как же мы можем чего-то достичь, мы живём в глуши!», «У нас же предпринимательству всего 30 лет от роду!». Когда мы услышали такие вопросы, то сразу захотели предложить предпринимательскому сообществу героя, который, как нам кажется, помогает избавиться от обоих комплексов разом. И здесь можно создать бизнес мирового масштаба, а предпринимательству в Иркутской области не 30 лет и даже не 300 лет, а гораздо больше. Героев масштаба Николая Второва множество, но современная среда не дает им голоса. О них знают люди, которые изучают историю, краеведение. Мы хотим это изменить.
«В новогоднюю ночь понял, что хочу стать режиссёром»
- В одном из интервью вы упомянули, что планируется цикл таких же киноинтервью, как фильм «Русский Морган». Уже определились со следующими героями?
- Сейчас Анастасия Зверькова работает над фильмом «Саня, драматург» про Александра Вампилова. Это вторая серия. Третья серия запланирована на 2023-й год и будет посвящена Леониду Гайдаю. Нам сейчас люди в буквальном смысле несут героев: «А про Екатерину Авдееву-Полевую у вас будет серия?» Эта замечательная женщина много лет провела в Иркутске, написала первую поваренную книгу на русском языке, собирала детские сказки и первой записала русскую народную сказку «Колобок». Эту информацию ещё никто не подверг сомнению, поэтому наш город может считать себя родиной колобка и ставить ему памятник. Сейчас у нас собрана целая папка из потенциальных героев.
Андрей Бородин, директор Межрегионального фонда поддержки стратегических инициатив «Байкальские стратегии» , предложил нам сделать фильм про ученого Доржи Банзарова. Мы уверены, что такая же папка должна быть и в Бурятии. Да и в каждом российском регионе.
Подводя итоги ушедшего 2022 года, Юрий отметил: «Главное, что на нас свалилось в хорошем смысле этого слова, – это 100-летие Леонида Гайдая. Все началось с того, что в декабре 2021 года наш пиар-продюсер Татьяна Замарацкая пришла в офис и спросила: «Как вам, ребята, масштаб празднования 100-летия Юрия Никулина?» Все потупили взгляд потому, что никто не мог понять – а когда эта дата, был ли какой-то масштаб. Все пожали плечами, и мы поняли: если такой известный актер забыт и страна почти никак не отметила его юбилей, то что будет с режиссером?
- Тогда мы взяли инициативу в свои руки, инициировали создание оргкомитета в регионе, - продолжает наш собеседник, - написали заявку на грант в Президентский фонд культурных инициатив. К счастью, фонд её поддержал. Мы получили грант на 10 млн рублей на проведение мероприятий, связанных со 100-летием Леонида Гайдая. И намерены организовать всё так, чтобы эффект многократно превысил эту сумму. Это наш первый большой самостоятельный проект. А научил нас писать гранты клуб «Байкальские стратегии» и Андрей Бородин.
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!