Владимир Ходий: Как в июне 1959 года перекрывали Ангару

Владимир Ходий
Владимир Ходий
19 июня 2024

Это произошло на строительстве самой в то время крупной в мире Братской ГЭС. Причем было два перекрытия: зимнее и летнее, одно - предварительное, другое - окончательное. Об этом Владимир Ходий.

ангара

Поначалу требовалось создать котлован первой очереди, с которого только и можно начинать возводить гигантскую плотину станции. И весной 1957 года в ее створе прямо на льду реки вырос целый поселок щитовых домов. В них разместились мастерские, инструментальный участок, пункты обогрева и питания.

Рядом выстроились стены ряжей - срубов из бревен, наполненных камнем. Их планировалось опустить на дно реки, затем отсыпать перемычки и таким образом создать у правого берега котлован. Наиболее сложным оказалось сооружение майн (прорубей) для установки ряжей: местами толща ангарского льда доходила до двух с половиной метров. К тому же со дна реки непрерывно поднимался плотный слой шуги. Поэтому лед пришлось нарезать буровой машиной, а его глыбы вынимали кранами.

- К марту, - вспоминал один из активных участников перекрытия выпускник Московского инженерно-строительного института, впоследствии доктор технических наук, профессор, герой знаменитой песни Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова Алексей Марчук, - прямо со льда построили продольную перемычку Следующий этап - верховая перемычка, которую тоже решили отсыпать со льда.

Представляете: кромка льда, как мост, и с нее машинами надо сбрасывать камень в воду, перекрывать реку. Дилемма: треснет - не треснет лед, оторвется - не оторвется льдина? Скорость увеличивается, идет тепловое воздействие потока на низовую кромку. Как быстро поток будет съедать толщину льда? А уже двух с половиной метра толщины нет, есть только метр восемьдесят. На мою долю выпал расчет, как поведет себя лед, выдержит он или нет. 

Понимаете, все было хорошо просчитано. И вот 200 автомобилей враз пошли! Конечно, кромка льда вся была разбита. А тут еще капель. Перекрытие прошло за девять часов. Собрались все на площадке, поздравляют начальника строительства Ивана Наймушина, а он хитро так улыбается: понимаете, теперь Братскую ГЭС не остановишь!

Сам руководитель стройки так итогами укрощения суровой «дочери Байкала» и ближайшими планами коллектива делился с читателями «Восточно-Сибирской правды»: «Впервые в мировой практике гидростроения перекрыта река со льда и теперь идет отсыпка низовой перемычки, которая замкнет ограждение котлована. Из него будет откачена вода и этим открыт фронт работ по подготовке основания плотины к укладке бетона, что позволит окончательно укротить Ангару».

Скорость воды в Ангаре достигала шести метров в секунду...

Кто не видел в кино или по телевизору знаменитую картину, когда на мосту посреди могучей реки под энергичную мелодию сюиты «Время, вперед!» композитора Георгия Свиридова буквально на дыбы, под прямым углом встают мощные самосвалы, ловко из кабин выпрыгивают водители, столбом взлетают водометы взрывов? Эти кадры перекрытия Ангары, кстати, снятые оператором Восточно-Сибирской студии кинохроники Петром Петровым, вошли в золотой фонд кинолетописи страны наряду с хроникой Великой Отечественной войны и космической эпопеи.

Между тем вызывающая и поныне восхищение операция лета 1959 года потребовала от самих строителей ГЭС больших усилий в организационном и техническом плане. Тем более что без ее успешного проведения не могло быть и речи о том, чтобы уже в 1961 году ввести в эксплуатацию первые агрегаты станции.

Первым пунктом подготовки к штурму Ангары стало создание достаточного запаса скального грунта, в том числе больших диабазовых глыб, которые необходимо будет использовать в самом начале ее штурма. Поэтому весной неподалеку от стройки - у пади Турока на берегу реки - был проведен массовый взрыв выходящих на поверхность магматических горных пород с применением свыше 26 тонн взрывчатки и в результате обрушено около 60 тысяч кубометров каменных глыб.

Одновременно механизаторы и автомобилисты, убрав из правобережного котлована лед, приступили к очистке его дна от валунов и песчаных наносов, бурильщики и взрывники окончательно «вгрызлись» в донную скалу, развернулась укладка бетона в блоки водосливной части плотины, которая впоследствии поднимется до высоты 126 метров.

В начале июня завершилась отсыпка каменной насыпи длиной 160 метров от левого берега до металлического пятипролетного моста, который нависает над сузившимся руслом Ангары. Теперь ширина последнего всего 108 метров и именно это пространство реки, где скорость воды достигает шести метров в секунду, готовится к перекрытию.

За три дня до решающего события закончилась кладка бетона в секции водосливной части будущей плотины, за два дня весь котлован подготовлен к затоплению - убраны последние сотни кубометров грунта, демонтированы и перевезены оставшиеся два портально-стреловых крана.

18 июня в 15 часов 30 минут прогремел первый взрыв на верховой перемычке, чтобы Ангаре, стиснутой в левобережном русле, открыть новый путь в правобережный котлован.

И подписанная в печать вечером и пришедшая к читателям утром следующего дня «Восточно-Сибирская правда» успела лишь сообщить: «Затоплен котлован на правом берегу строительства Братской ГЭС и все ждут команды к перекрытию Ангары. Всюду на площадках вблизи моста, с которого оно будет вестись, высятся многотонные глыбы диабаза. Свыше 150 автомашин готовы участвовать в штурме реки. Из них шесть 25-тонных и пятьдесят - десятитонных».

Непосредственно атака на исполинской силы реку началась через два с половиной часа после первого взрыва и открытия ее стока через шесть временно устроенные донные отверстия в плотине сечением каждая 10 на 12 метров и пять водосливных пролетов шириной также каждая 12 метров. Штурм длился без малого сутки и 20 июня Ангара была перекрыта.

Автор: Владимир Ходий, журналист, собкор ТАСС в 1981-2011 годах

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также