55 лет назад в Иркутске впервые поставили пьесу Вампилова «Старший сын»
19 ноября 2024
Вечер 18 ноября 1969 года в Иркутском драматическом театре стал переломным моментом в признании Вампилова-драматурга.
Произведение Александра Вампилова имеет несколько редакций. Первые наброски пьесы с названием «Мир в доме Сарафанова» относятся к началу 1964 года. Второй вариант – «Женихи» - был напечатан газетой «Советская молодежь» в 1965 году. Следующий вариант «Предместье» был выпущен в 1968 году иркутским альманахом «Ангара». И только в начале 1969 года появился «Старший сын».
Пять лет, прошедших от первых задумок до финального варианта, были не просто временем работы с текстом. Это были годы преодоления барьеров – непонимания и цензуры. Цензоры не принимали героев Вампилова, считая их не такими однозначными, не такими, как молодые и отважные герои-геологи того времени.
«Герой начинает свою жизнь в пьесе с непорядочного поступка». «Бусыгин мало человечески интересен». «Сарафанов фигура жалкая». «Семья его черствая и неблагодарная». Такие характеристики получила пьеса «Старший сын» в феврале 1969 года на заседании управления культуры при Московском горисполкоме. Рассматривая возможность её постановки в Театре имени М. Н. Ермоловой, члены комиссии подвергли пьесу критике и постановку не разрешили. Но в те же дни московским издательством «Искусство» был запланирован выпуск пьесы «Старший сын» отдельной книжкой и началсь подготовка издания.
Тогда же Вампилов предложил текст Иркутскому драматическому театру имени Н. П. Охлопкова. Весной 1969 года театр принял решение о постановке пьесы.
Как вспоминал режиссер спектакля Владимир Симоновский:«Я начал обивать пороги управления культуры. Оставил там пьесу. Через некоторое время пришёл, слышу: «Что это за пьеса такая?! Отец алкоголик, дети бросают его, хотят уехать, сын влюбился во взрослую женщину». Говорю: смотрите, как интересно получается. В одной и той же пьесе вы видите одно, а я вижу совсем другое. Представьте себе: Бусыгин, можно сказать беспризорник, вдруг встречает в чужой семье человека доброго, отзывчивого, который пишет симфонию «Все люди – братья». И вовсе он не алкоголик – выпивает, как все, а то, что его сын влюбился, разве преступление? Наоборот, это же всё целомудренно. Надо ставить талантливого автора!».
Летом и осенью удалось добиться необходимых для этого разрешений, и 28 сентября начались репетиции. Особую роль в репетициях «Старшего сына» сыграло непосредственное участие Вампилова - такой подход позволил воплотить авторское «видение» пьесы в полном объеме. Александр принимал близко к сердцу каждую деталь постановки и переживал расхождение взглядов представителей театрального сообщества с его собственными.
Вечер 18 ноября 1969 года стал переломным моментом в признании Вампилова-драматурга. «Старший сын» увидел свет рампы и получил горячие овации. Художником спектакля стал Юрий Суракевич, исполнителями главных ролей: Бусыгин – Вадим Лобанов, Сильва – Валерий Алексеев, Сарафанов – Аркадий Тишин, Васенька – Геннадий Марченко, Кудимов – Георгий Шипунов, Нина – Татьяна Хрулева, Макарская – Тамара Панасюк. Тогда Александру Вампилову было 32 года.
Как писал Виталий Нарожный, словно беспроволочный телеграф разнес по городу, что в театре происходит что-то интересное: на спектакль потянулись даже те (из молодежи особенно), кто до сих пор и дороги в это учреждение не знал.
Каждый непредубежденный человек в зале ощущал, что, несмотря на вовсе не легкую жизнь и не ангельские характеры героев, общий колорит произведения светел, что на сцене в итоге совершается победа добрых начал над злыми в человеческих душах. Победа, не заданная автором изначально, а выстраданная, ставшая закономерным итогом всех смешных и грустных приключений этих людей.
На поклон вышел Александр Вампилов. Зрители смогли увидеть автора, который с честью преодолел все преграды и занял на сцене свое заслуженное место. Каждый зритель в зале понимал - произошло настоящее событие!
Тамара Панасюк: Еще в процессе репетиционной работы над спектаклем Вампилов дописал небольшую сцену. Она была необходима зрителю для понимания «семейной тайны» Сарафановых. Речь идет о диалоге с соседом, который был давно в курсе, что Сарафанов работает не в филармонии, а в похоронном оркестре.
Размышляя над предысторией своей героини, я, например, понимала, почему Макарская не может оттолкнуть Васеньку от себя в его первой настоящей влюбленности. Ведь она знала его с детства, можно сказать, на горшок сажала. Она видела, что он рос без матери - как же она могла не щадить его?
В этом спектакле я, опять же следуя логике своей героини (Макарская работала секретарем в суде и, должно быть, ей, даже по тем временам, делали подарки), решила шикарно одеться. Не зря же Саша нашел для нее эту чуть ироничную характеристику - «краса родимого села», «Оклахома». Модницей должна быть! И вот я надеваю короткую юбку и шикарные высокие сапоги на шнуровке из какого-то другого спектакля. На репетиции выхожу на сцену. И какова же была реакция Вампилова?
– Ой, елки-палки, Тамара! Сними эти сапоги!
– Почему это? Не сниму.
– Сними.
– Сказала – не сниму.
– Ну тогда не удивляйся, если они у тебя исчезнут!
И сапоги, действительно, исчезли. Кто этому помог, куда они девались? Я этого так и не узнала. Но, видно, уж совсем показались они Саше неприемлемыми. Чересчур модные, блистательные сапоги, для французской пьесы. А для Вампилова каждая деталь была важна.
На фото: Александр Вампилов на репетиции 18 ноября 1969 года.
Елена Мазуренко: Мы как-то играли «Старшего сына» в деревне, так одна зрительница на реплику Нины: «Ну да, уезжаю!» закричала из зала: - Правильно, уезжай! Я вот не уехала, так всю жизнь жалею!.. Это потому, что люди чувствуют, когда на сцене правда. У него идет простая, обычная жизнь простых, обычных людей. Но зато в финале это доходит до высокой правды и до самого сердца.
24 октября 1987 года в Иркутске появилась улица Александра Вампилова
16 августа 2022 года в честь 85-летия Александра Вампилова в Культурном центре Александра Вампилова состоялась встреча с участниками легендарного спектакля. Запись встречи под текстом. Приятного просмотра.
По материалам Культурного центра Александра Вампилова и Иркутского драмтеатра имени Н. П. Охлопкова
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!