Иркутский драматург Игнатий Дворецкий

22 апреля 2024

2 мая 2024 года исполняется 105 лет со дня рождения известного советского драматурга и прозаика Игнатия Моисеевича Дворецкого.

дворецкий

Будущий драматург родился на станции Слюдянка 2 мая 1919 года. Его отец – эсер, был сослан в Сибирь за участие в революционной деятельности, остался здесь и погиб в годы репрессий.

Игнатий после школы поступил в Московский институт государственного права, но в июле 1940 года был арестован, поскольку связался с группой воров-студентов, и получил восемь лет, отбывал срок на Колыме. Был землекопом, лесорубом, рыбаком, трактористом, руководителем лагерной агитбригады.

В 1946 году Дворецкого амнистировали, он вернулся в Иркутск, где он поступил на заочное отделение филфака университета и работал в газете «Советский боец» Восточно-Сибирского военного округа.

Василий Трушкин вспоминал, что «зимним вечером 1947 или начала 1948 года появился на одной из «Литературных пятниц» в Доме писателей никому не ведомый Игнатий Дворецкий. Его рассказы о Севере, рыбаках на Охотском море захватили слушателей суровой романтикой, свежестью и яркостью красок. Вскоре они появились на страницах альманаха «Новая Сибирь».

В 1952 году вышла его первая повесть «Тайга весенняя» о сибирском леспромхозе, а в 1954 году – книга рассказов «Полноводье».

В Иркутске у Игнатия удачно сложилась личная жизнь, его супруга Мария заведовала педагогической частью ТЮЗа.

С 1955 года Дворецкий – член союза писателей СССР. Он переехал в Москву, учился на Высших литературных курсах вместе с Кайсыном Кулиевым, Анатолием Аграновским, Чингизом Айтматовым.

В 1959 году состоялась премьера пьесы писателя «Трасса» в Ленинградском Большом драматическом театре имени Горького, который руководил знаменитый Товстоногов. Днем позже прошла премьера в Московском театре имени А. Пушкина.

Пьеса «Большое волнение» прошла на «ура» и ее поставили сразу в нескольких европейских странах – Болгарии, Чехословакии, ГДР.

Фото из архива ВСП: Марк Сергеев, Игнатий Дворецкий, Василий Трушкин

Летом 1964 года в ТЮЗе режиссером Ефимом Табачниковым была поставлена пьеса «Моста и скрипки» («Буря в стакане»). Дворецкий к тому времени уже переехал в Ленинград.

В 1967-м он написал пьесу о школьниках «Мужчина семнадцати лет», которая пользовалась большим успехом. Так, в иркутском ТЮЗе в ней играли Александр Булдаков, Виталий Зикора, Галина Солуянова, Олег Матеосов.

В то же время Театр им. Ленсовета предложил ему переделать для театральной сцены сценарий, написанный для «Ленфильма». Так родилась самая известная пьеса Дворецкого – «Человек со стороны» (1971), положившая начало так называемой «социологической драме». В «Человеке со стороны» драматург вывел на сцену нового героя – человека начала 1970-х, полностью подчинившего себя делу, которым он занят.

«Человек со стороны» стал в творчестве Дворецкого переломной пьесой, вслед за которой последовали «Ковалева из провинции» (1973), «Проводы» (1975), «Веранда в лесу» (1977), «Директор театра» (1984), «Члены общества кактусов» (1986).

В те годы он руководил авторской драматургической мастерской, из которой вышли Семен Злотников, Людмила Разумовская – драматурги «новой волны», сосредоточившиеся на частной, личной жизни своих персонажей.

Из интервью Галины Клих: «Он хотел учить ремеслу в высоком смысле. Он не читал пьесы в стихах, детские пьесы - не считал себя компетентным в этих вопросах. Его интересовали современный человек, современная жизнь, производственные, социальные конфликты. Ему нужны были люди, которые это знали. Кто-то ушел сразу. Например, Андрей Кутерницкий пришел только на первое собрание. В первом наборе были Александр Галин, Алла Соколова, Олег Данилов, Сергей Коковкин, Алексей Яковлев… Дворецкий оказался замечательным педагогом. Я такого не встречала. Он был очень самолюбив, упрям, темпераментен. Главное условие, которое он требовал соблюдать, — это обязательное посещений занятий, обязательная откровенность разговора…

У него было жесткое правило - у себя мы могли критиковать пьесу, но если ею заинтересовывался театр, то Дворецкий поддерживал автора всеми силами, беспрестанно хлопотал. А еще он договаривался, чтобы ребят брали на всесоюзные и всероссийские драматургические семинары. Для них это было важно. Он же воевал с режиссерами, чтобы они не калечили драматургию, отвоевывал каждую строчку».

Последней пьесой Дворецкого стала «Колыма», увидевшая свет уже после смерти автора в 1987 году. Всего он написал 19 пьес.

Дворецкий создал своего героя – человека, который под разными именами переходил из одной пьесы в другую, меняясь вместе со временем и своим создателем.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также