18 мая 2022
15:35

Байкал без туристов прекрасен, но инфраструктура вокруг удивляет

23 июля 2020

Корреспондент «Глагола» Екатерина Волгарева прошлась от Большого Голоустного до Больших Котов по Большой Байкальской тропе (все у нас, как видите, большое). И пришла к выводу, что эта пандемия одарила нас не только вирусом, страхом, финансовым кризисом, но еще и определенной свободой.

На этом участке ББТ впервые за долгие годы нет никого, даже егерей и снующих на лодках проверяющих. Правда, шли мы в будни, с понедельника по среду, но, как говорят бывалые, и в эти дни на каждой стоянке не продохнуть от палаточных лагерей, остановку приходится искать с трудом, мимо постоянно ходят другие туристы. А тут возникало ощущение, будто люди покинули эти места, оставив после себя нехитрые блага: оборудованные костровища и кемпинги, протоптанные дорожки, редкие турбазы. За все время встретили две тургруппы и несколько парочек с рюкзаками. Иностранных туристов, естественно, нет вообще, а наши на такие расстояния, видимо, ходить не хотят. Все «бегают» от Листвянки до Котов или встают с машинами у Голоустного.

При этом на тропе чистота идеальная. За 30 примерно километров ходьбы по «глуши» обнаружили один валяющийся на дороге старый бычок, в остальном – ни пластика, ни стихийных мусорок, ни утвари - ничего. Места для стоянок тоже в отличном состоянии, кое-где даже есть приготовленные дрова, везде - выложенные камнями костровища, самодельные «столики», расчищенные места под палатку. Даже у поселений (Котов и Голоустного) чисто удивительно. Мусорных баков по дороге не заметили, но и мусора – тоже. То ли власти обязали-таки территорию как следует убирать, то ли волонтеры стараются, то ли редкие туристы, сюда добравшиеся, просто не оставляют за собой следов, но действительно ни разу глаз не зацепился за привычный бардак.

Мы шли против шерсти – от Голоустного к Котам. И никаких проблем на пути не было. Проблемы были до и сразу после. Несмотря на низкий турпоток, билетов на маршрутку до Большого Голоустного нет на несколько дней вперед. На автовокзале советуют просто приходить и выпрашивать у водителя, чтобы он подобрал «зайцем». Так и поступили. Ехали сидя, перевели деньги за билеты самому водителю. То есть, мест как бы нет, но вообще они есть. А если чей-то телефончик записать и заранее связаться, то точно будут, но это не точно.

Чтобы получить разрешение на посещение Прибайкальского нацпарка, нужно либо ехать в Иркутске на Байкальскую, 291Б и оформляться офлайн, либо выстраивать с сотрудниками «Заповедного Прибайкалья» длительные эпистолярные отношения. Сначала нужно заполнить заявление с указанием паспортных данных, потом отправить им на рассмотрение, следом – ждать скан с их пометками, связываться с менеджерами для «расчёта стоимости нахождения», оплатить, наконец, это самое нахождение. В общем, займет вся процедура пару дней. Еще на сайте указан вариант приобретения разрешения на местах, в том числе, в Листвянке и Большом Голоустном, но, как говорят заядлые путешественники, это еще сложнее, чем оформиться по электронной почте, так как там почти всегда никого нет, режим работы ограничен и попасть в него сложно. Почему нельзя просто оплатить необходимую пошлину онлайн, как в любом магазине, где отражаются те же данные покупателя - непонятно совершенно.  Еще в прошлом году обещали данную систему внести, но воз и ныне там. Возникает вопрос - как со всей этой бюрократией должны справляться приезжие «дикари» из других городов и стран? И за что им все это?

Возвращались из Больших Котов на теплоходе «Восход». Тут тоже организация удивила. При покупке билетов в электронном виде указывали паспортные данные. На сайте попросили сделать распечатку билетов, но мы в суете об этом забыли и решили, что пройдем по документам. Мы ведь их указывали при покупке. В итоге выяснилось, что при посадке сотрудники теплохода не могут сверить паспортные данные. Тогда вопрос – зачем их указывать? Тем не менее, нас пустили без проблем и билеты не сличали в принципе. Еще очень удивило, что на теплоходе, за который мы заплатили 1200 рублей за человека, не работал туалет. Эту тему развивать, кажется, не стоит.

Все перечисленное – пыль по сравнению с самой дорогой. Скальники, Байкал, невероятные закаты и рассветы, поля, животные и птицы в естественной среде обитания – все это не оставляет места для стандартного городского брюзжания по поводу и без. Но, тем не менее, обладая такими природными богатствами, совсем не понятно, почему не выстроить вокруг них комфортную для человека ситуацию, чтобы попасть туда было просто, чтобы не нужно было «договариваться», «бегать», «спрашать» и «узнавать», чтобы было то, что называется «туристической инфраструктурой».

Читайте также