Скончался первый ректор ИрГУПСа Леонид Сурков

26 марта 2024

Леонид Петрович возглавлял железнодорожный вуз в Иркутске пятнадцать лет, и при нем институт стал университетом.

фролов

25 марта 2024 года на восемьдесят шестом году жизни скончался Леонид Сурков, ректор Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта в 1987-2002 годах.

Леонид Петрович родился в 1938 году в селе Циммермановка Ульчского района Хабаровского края. Окончил школу в Комсомольск-на-Амуре и в 1961 году Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер путей сообщения – электромеханик».

Молодого специалиста по направлению отправили на ВСЖД. Начинал помощником машиниста в локомотивном депо станции Иркутск-Сортировочный, затем бригадиром, мастером, старшим мастером по ремонту электровозов.

В конце 1960-х Суркова пригласили на партийную работу, поскольку к тому времени он уже избирался депутатом Ленинского районного совета. С 1968 года он – инструктор промышленно-транспортного отдела Иркутского обкома КПСС.

В 1972 году уехал учиться в Москву. После Академии общественных наук при ЦК КПСС защитил диссертацию, стал кандидатом экономических наук. Работал заведующим отделом транспорта и связи Иркутского обкома партии и параллельно, десять лет, преподавал в Иркутском институте народного хозяйства.

В 1981 году Леонида Суркова направили в Афганистан, он работал советским посланником при ЦК Народно-демократической партии Афганистана. Через год вернулся в Иркутск с медалями «За 10-летнюю годовщину Апрельской революции» и «От благодарного Афганского народа». Тут же получил и орден «Знак Почёта».

С 1983 года - заведующий экономическим отделом Иркутского обкома КПСС. А тут перестройка, и по результатам выборов на конференции трудового коллектива, в 1987 году, Леонид Петрович был назначен ректором Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта.

Тогда институт находился в приспособленном здании школы. В своей книге «Устремлённый в будущее» он вспоминал: «Решение трудового коллектива я воспринял как свидетельство большого доверия, которое необходимо было оправдать. Ознакомившись с состоянием учебной и научно-исследовательской базы института, я пришёл к выводу, что высшее учебное заведение в таких условиях успешно развиваться не может. Поэтому главным направлением в моей работе стало сооружение нового институтского комплекса».

За пятнадцать лет руководства институтом Сурков вложил в него опыт и душу - появился новые учебные корпуса, новые общежития, были открыты аспирантура и докторантура. В 2002 году Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта получил статус университета путей сообщения. Это стало лучшей оценкой вклада Леонида Суркова в развитие Восточной Сибири.

Большую помощь вузу оказывал министр путей сообщения СССР Геннадий Фадеев. С ним Сурков вместе учился в Хабаровске: «Во время его первого визита в институт я не стал пускать пыль в глаза и показал реальную обстановку. Увидев, как учат инженеров-железнодорожников, Геннадий Матвеевич обещал свою помощь, сдержал слово». Всегда была поддержка и от начальника ВСЖД Геннадия Комарова.

Порой приходилось принимать совсем непопулярные решения: «На участке, отведённом под строительство, не хватало места для размещения одного из новых корпусов. Выход был один – разрушить часть здания бывшей школы, где располагалась библиотека и спортивный зал, и на этом месте начать строить учебный корпус. Никто в министерстве решение не одобрил бы, действовали на свой страх и риск». 

Многолетняя профессиональная деятельность Леонида Петровича Суркова отмечена знаками «Почётный железнодорожник», почётный работник высшего образования РФ, почётный железнодорожник Монголии, заслуженный работник транспорта РФ.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также