Как фильм про Байкал стал лучшим в Советском Союзе

26 июля 2024

В 1970 году фильм Сергея Герасимова «У озера» был назван читателями журнала «Советский экран» лучшим фильмом года.

кино

На берегу Байкала работает научная лаборатория профессора Бармина (его сыграл Олег Жаков, многие в этой роли увидели ученого-байкаловеда Михаила Кожова). В небольшом посёлке растёт дочь профессора Лена (актриса Наталья Белохвостикова), в первой серии она заканчивает школу. На южном берегу озера собираются строить Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Представители предприятия и его будущий директор Василий Черных (актер Василий Шукшин) приехали для консультаций к Бармину. Учёный и его коллеги заняли жесткую позицию по отношению к возведению комбината, чьи отходы будут портить экосистему озера.

Черных предложил построить при комбинате уникальную в стране систему полной очистки сточных вод. Он начинает выстраивать отношения с немолодым директором комбината. На строительство приехала журналист Валя Королькова (актриса Валентина Теличкина), ищущая героев своего времени. Она знакомится с Леной.

Во второй серии Лена, окончив школу, работает в библиотеке при посёлке комбината. Первая очередь предприятия сдана в эксплуатацию. Комбинат посетила правительственная комиссия, которая провела инспекцию очистных сооружений. Но вопрос о влиянии вредных сливов на озеро остался открытым. Принципиальная гражданская позиция Бармина привела его в больницу с сердечным приступом.

Между Леной и Василием Черных возникли чувства, но Лена, узнав, что Черных женатый мужчина, уехала с Валей Корольковой на новую работу.

Часть съемок проходила в Иркутской области. Группа приехала в Иркутск из Новосибирского Академгородка, где был отснят эпизод с академиком Сергеем Соболевым, который дает научно обоснованную оценку байкальской проблеме: «Индустрии на Байкале не сочувствую. Всю эту затею считаю экономически неоправданной. Вредные последствия от нее учесть не так просто. Есть и моральный аспект вопроса: нельзя видеть в природе только источник дохода. Ибо она, прежде всего, источник и основа нравственности. Иная точка зрения неизбежно сближается с прагматизмом».

Режиссер Сергей Герасимов подошел к съемках не просто серьезно, а с фотографической точностью деталей. На Братской ГЭС он ловил те моменты, когда в фон сцены попадали идущие по плотине машины, проходящие недалеко от съемочной площадки люди, сократив до минимума павильонные съемки. Съемки в Байкальске шли почти полгода, где согласно сюжету проходило основное действие фильма. Эпизоды снимались в Новосибирске, Братске, Усть-Куте и Усть-Илимске.

На фото: Хужир, 1969, во время съемок картины, директор ММРЗ С.С. Козулин, артист Олег Жаков, Наталия Белохвостикова и другие за ужином в поселковой столовой.

Сергей Герасимов, режиссер и автор сценария:

«У озера» - самая интересная моя работа. Это не игра слов и не преувеличение. Сценарий родился как итог жизненных наблюдений. В ролях заняты студенты ВГИКа, которым я преподаю, и люди, близкие мне по духу. Отсюда - единая интонация фильма. Сценарий постоянно изменялся и дорабатывался.

Во-первых, произошло много изменений с начала обсуждения байкальской проблемы. Кстати, сам сценарий имел действенность. Вскоре после его опубликования было принято правительственное постановление об организации на Байкале национального природного парка.

На фото: Сергей Герасимов во время съёмки фильма, 1969

Во-вторых, в целях большей психологической правды изменялись многие сцены. Писались совершенно новые диалоги. Над этим мы работали вдвоем с Василием Шукшиным, который играет роль Черных. Он мне особенно близок: актер, режиссер, писатель и прежде всего - свой же сибирский парень. Так что Шукшин не просто играет в фильме, он мой соавтор и сорежиссер.

Где это возможно, я привлекал к съемкам художника Уризченко, академика Соболева. Убежден, что от этого фильм во многом выиграет, потому что, как бы ни был талантлив актер, но директора Братской ГЭС Князева лучше всего сыграет сам Князев. Он принесет в фильм себя, свою жизнь и заботы, а такая «человеческая документалистика» только обогащает кинематограф.

Съемки на Братской ГЭС шли весь день: в кабинете директора ГЭС К. А. Князева, в машинном зале, на верху плотины. И во всех эпизодах как профессиональный актер играл Константин Андреевич Князев. Впрочем, с таким определением он не согласился: «Какой же я актер? Играл сам себя. И вроде неплохо. Во всяком случае, Герасимов говорит, что на экране себя узнаю».

Актер Олег Жаков, исполнитель роли ученого А. А. Бармина:

- За свою жизнь я был во многих киноэкспедициях. Не помню точно когда, может быть, во время съемок «Семеро смелых» в Баренцевом море, может быть, во время перехода на собаках и оленях по Кольскому полуострову, но уже в те, тридцатые годы я остро почувствовал тесную связь человека с природой, могущество человека и могущество леса, воды, степей. И вот буквально на моих глазах один колосс постепенно убивает другого. Мелеет Волга, уходит рыба - это человек вырубает леса. Поэтому роль ученого-байкаловеда Бармина для меня не просто очередная актерская работа - это мой личный протест против неразумности человека, мой крик: «Остановитесь люди! Не оставляйте после себя равнин без леса и озер без рыбы».

Наталья Белохвостикова, роль главной героини фильма Лены Барминой:

- Я люблю Лену. Ну просто, как живую. Когда Сергей Аполлинарьевич первый раз прочитал сценарий, мне сразу же захотелось ее сыграть. И потом, когда сама читала, была та же мысль: «А что, если б мне дали эту роль». И вот дали. Как все оказалось сложно. Лене 18 лет, она моя ровесница, но я росла совсем в другой семье, никогда не была в Сибири. Два месяца, до съемок Сергей Аполлинарьевич посвящал меня в Ленин характер. Сейчас играю. И очень хочу, чтобы на экране она получилась такой, какой я ее себе представляю: глубокой, красивой.

На фото: Наталия Белохвостикова (третья) среди девочек 9 «б» класса Хужирской школы Кати Хаюитуевой, Феди Донькиной и Ларисы Номхоевой, 1969. 

Воспоминаний Василия Шукшина о съемках на Байкале нет, но остался рассказ «Сильные идут дальше», написанный в 1970 году, действие которого происходит на байкальских берегах. Он начинается так:

Всю темную осеннюю ночь ровно и сильно дул ветер. Байкал к утру здорово раскачало. Утром ветер поослаб, но волны катились высокие – поседевший Байкал сердито шумел, хлестал каменистый берег, точно на нем хотел выместить теперь всю злость, какую накопил за тревожную ночь. На берегу собрались туристы, отдыхающие. Смотрели на Байкал, бросали ему в рассерженную морду палки. Кто-то, глядя на эти палки, обнаружил такую закономерность: 

- Смотрите, чем дальше палка от берега, тем дольше ее не выбрасывает

– Да. 

– Простите, сэр, это велосипед.

– Почему?

– Это давно известно. Корабли в шторм стараются уйти подальше от берега.

- Я думал не о законе, как таковом, а о том, что это похоже на людей.

- ?? 

- Сильные идут дальше. В результате: в шторм...в житейский, так сказать, шторм выживают наиболее сильные - кто дальше отгребется...

На фото: Василий Шукшин и Наталья Белохвостикова в фильме

Фильм получил хорошую критику и главный приз международного кинофестиваля 1970 года в Карловых Варах. Кроме того, приз за лучшую женскую роль получила Наталия Белохвостикова.

По итогам года журнал «Советский экран» провел голосование среди своих читателей.

18,9 млн. зрителей за первый год демонстрации. Назвали лучшим 26,6% и положительно оценили 43,4% читателей, участвовавших в голосовании. Это безоговорочное 1 место.

Фильм опередил картины «Чайковский» режиссера Юрия Таланкина, «Начало» Глеба Панфилова и «Освобождение» Юрия Озерова.

В 1971 году режиссер фильма Сергей Герасимов, а также исполнители главных ролей Олег Жаков, Наталья Белохвостикова и Василий Шукшин получили Государственную премию СССР.  

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также