Владимир Ходий: Послесловие к юбилею Байкало-Амурской магистрали

Владимир Ходий
Владимир Ходий
26 июля 2024

Итак, мы широко отметили, отгуляли, отпели, отплясали 50-летие возобновления строительства второго широтного стального пути на восток страны - легендарного БАМа.

бам

И я наряду с другими коллегами горжусь тем, что мой скромный журналистский вклад в популяризацию ее сооружения отмечен правительственной наградой - медалью, которая так и называется - «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Горжусь и в то же время беспокоюсь: а что дальше? Помните, когда генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев объявил, что начинается великая стройка, то вторым пунктом были его слова: «Эта железная дорога пересечет всю Восточную Сибирь и Дальний Восток с их неисчерпаемыми природными богатствами, откроет путь к созданию нового крупного промышленного района, в нем вырастут поселки и города, промышленные предприятия и рудники».

Прошло полвека и что сделано?

Тогда вслед за Брежневым нам сказали: в зоне БАМа возникнут новые - наподобие Братско-Усть-Илимского - территориально-производственные комплексы: Верхнеленский, Северобайкальский, Удоканский, Южно-Якутский, Верхнезейский...

Формирование Южно-Якутского ТПК началось еще в 1970-е годы. Базой для него послужили большие запасы каменного угля, а также железных руд, слюды-флогопита, цветных металлов, редких и рассеянных элементов. Но пока в его состав входят Нерюнгринский угольный разрез, фабрика по обогащению коксу­ющихся углей, Нерюнгринская ГРЭС, производственная и социальная инфраструктура.

Была попытка в нашей области развивать Верхне-Ленский ТПК. Информация ТАСС от 25 мая 1989 года: «Где пройдет трасса будущей железной дороги Усть-Кут – Киренск – Непа – Верхняя Чона? Этот вопрос рассмотрен на совещании в Иркутском облисполкоме. Прокладка новой стальной ветки призвана дать толчок к освоению природных ресурсов Верхне-Ленского территориально- производственного комплекса – нефти, калийных солей, древесины. Из двух вариантов от «нулевого» пикета – вдоль реки Лены и водораздельного – участники совещания отдали предпочтение второму».

19 крупных месторождений новых полезных ископаемых хранят недра вдоль БАМа и пока разрабатывается два - Южно-Якутское угольное и Верхнечонское нефтегазовое в Прибайкалье.

Снова ТАСС, август 1998 года: «Строительство новой железнодорожной ветки началось в северном Забайкалье. 70-километровый стальной путь проляжет от станции Чара Восточно-Сибирской железной дороги к Чинейскому месторождению титано-ванадиевых руд на территории Читинской области. Заказчиком строительства не только ветки, но и самого месторождения выступает министерство путей сообщения, «поскольку железнодорожники России нуждаются в высококачественных рельсах».

И потом 28 сентября 2001 года: «Первый состав с рудой Чинейского месторождения на БАМе прибыл сегодня на Коршуновский горно-обогатительный комбинат в Иркутской области. Два дня назад его торжественно проводили со станции Новая Чара участники митинга, в котором принял участие министр путей сообщения РФ Николай Аксененко. Это ведомство стало инициатором проекта освоения уникальной кладовой ванадий-титано-магнетитовых руд. Их уже на первых этапах ГОК был готов перерабатывать до 50 тысяч тонн в месяц».

Но Аксененко вскоре ушел и с ним идея освоения этого месторождения. До других руки до сих пор не дошли...

Год от года уменьшается численность населения в зоне БАМа. Если на пике его прокладки и эксплуатации в Тайшете проживало 43 тысячи человек, то сейчас 33, в Братске сократилось с 290 тысяч до 225, в Железногорске-Илимском - с 35 до 22, Усть-Куте - с 60 до 28, Северобайкальске - с 30 до 25, Тынде - с 65 до 28, Нерюнгри - с 75 до 53, Комсомольске-на-Амуре - с 320 до 235, Советской Гавани - с 35 тысяч до 23. А всего уменьшилось на 35 процентов - с 840 до 560 тысяч человек.

БАМовские города и поселки, построенные по самым передовым градостроительным проектам конца XX века, с защищенными от ветров улицами и площадями, с прекрасными парками и газонами, пустуют.

Говорят, что деньги вкладываться в сооружение ветки на север, к Якутску, достраиваются разъезды. Зато можно подолгу любоваться из окна поезда фантастической красотой тайги, сопок, озер, стремительных рек. Здесь все словно на другой планете, где нет никаких следов человека, кроме тонкой железной нити, протянутой через тайгу.

Правительство России утвердило третий этап модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (БАМа и Транссиба) до 2035 года. Об этом в мае сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

- Продолжаем реализовывать инвестиционный проект по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог. По поручению главы государства утвержден третий этап работ до 2035 года. Общая стоимость этих работ превышает 3,7 трлн рублей, - сказал он на оперативном совещании с вице-премьерами.

Мишустин обратил внимание на то, что на эти средства будут построены дополнительные пути, разъезды, тоннели, мосты и другое. По его словам, расширение Восточного полигона поможет создать новые возможности для промышленных предприятий, нарастить грузопоток, увеличить объемы заказов и число рабочих мест.

В свою очередь, президент Владимир Путин выразил уверенность, что все планы по развитию Байкало-Амурской магистрали будут реализованы. Он акцентировал, что нужно не только расшить узкие участки БАМа, но и на всем протяжении проложить вторые пути. Путин объяснил, что на горизонте 10 лет объем перевозок по Восточному полигону железных дорог должен составить 270 млн тонн в год.

- Это позволит более широко осваивать природные ресурсы в зоне БАМа и Транссиба, станет мощным импульсом для открытия промышленных комплексов, создания современных рабочих мест, развития социальной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России.

Автор: Владимир Ходий, журналист, собкор ТАСС в 1981-2011 годах 

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также